Исторические условия, особенности стиля, периоды.

РЕНЕССАНС В ЛИТВЕ

В Литве общественная мысль о ренессансе формировалась с конца 15  - до середины 17 века. Как и во всех северных странах, в Литве нет античного наследия, поэтому здесь гуманистические идеи развивались благодаря тесным связям с европейскими университетами и другими культурными центрами. В 16 веке Литва – край экономического расцвета и творческой энергии. Здесь сформировался своеобразный стиль ренессанса, который выделяется наравне с готикой, развивающейся до конца 16 века и барокко, появившимся здесь уже в начале 17 века. Нередко в одном историческом и культурном памятнике заметно элементы различных эпох.

   В Литве ренессанс соотносится с развитием реформации. В 1570 году контрреформаты основали в Вильнюсе коллегию иезуитов, которая в последствии переросла в университет, дав начало литовской науке, став источником важнейшей интеллектуальной мысли.  В Литве ренессанс необычен тем, что разрабатывая гуманистические идеи, была выпущена не только первая печатная книга (1522 год, В Вильнюсе Пр. Скорина выпустил «Малую дорожную книжецу»), создано множество идей ренессанса, объясняющих трактаты, художественных произведений на латинском языке, но началась развиваться и литовская письменность (Мартинас Мажвидас, С. Раполёнис, А. Кульвиетис, М. Даукша).

   В архитектуре влияние ренессанса можно заметить в готических костелах Бернардинцев Вильнюса и Каунаса. Первым зданием ренессанса в Литве считается замок Жимутинес в Вильнюсе, построенный с 1520 – 1529 годы. В нем преобладали основные черты, характерные итальянскому ренессансу, но были элементы, свойственные ренессансу Северной Европы. В общем, литовскому ренессансу присуще деление черт ренессанса с готическими и местными романскими традициями. Одним построениям этого периода характерен синтез готики и ренессанса (несохранившийся замок Радвилу в Вильнюсе возле Нерии, костел Риканту), другим – распределение романских и классических форм в архитектуре (Старый Арсенал, жилищный дом в Вильнюсе, улица Пилиес  дом 4, Вильнюсский Алюмнат, Большой двор Вильнюсского университета).

   В конце 16 века во время поисков новых, более свободных выраженных форм, в Литве начали выявляться тенденции маньеризма. Им свойственен украшающий фронтоны зданий декор. С помощью сеточной росписи сводов достигались образы ромбов, розеток. В этот период в построении зданий отказывались от единства композиции, правильности декора. На ренессанс в Литве повлиял городское искусство Северной Европы, а в особенности Нидерландов.

   Вильнюсская охранная стена. В 1503 году Великий князь Александр, одобрив прошение горожан, приказал обнести город мурованной охранной стеной. Укрепления должны были строить сами жители. Охранная стена должна была составить единый комплекс с замками и их укреплениями. Она (стена) очень оживила внутреннюю и общую композицию города: ворота и башни доминировали в панораме города и его силуэте. Для того чтобы звязать стену с окрестностями и пригородами, были построены ворота. В начале 16 века было разрешено соорудить только пять ворот. Про прошествии столетию их численность удвоилась. В стене были Пилиес, Марии Магдалены, Тоторю, Вилиёс, Траку, Рудининку, Медининку (Аушрос), Субачаус, Ишганитойо («Спасо») и Бернардинские ворота. Медининку ворота – единственные сохранившиеся. Ими была зактыра в то время одна из главнейших улиц. В начале 17 века были перестроены крыши башен: построена стена выше возможных вострелов и ренессанский аттик -  наиболее украшенная часть башни. Она декорирована имитированными элементами (арками, волютами). В центре аттика – герб Великого Княжества Литовского. В первой половине 17 века охранная стена была реконструирована. Недалеко от Субачаус ворот была построена бастея, которая соединила бывшие здесь укрепления.

   Бастея -  это подготовленное укрепление для артиллерии, часть которого спрятана под землей, а план чаще всего половинный. Комплекс составляют три части: башня, подземное помещение и корридор-туннель. План вильнюсской бастеи и структура внутреннего помещения, соединение башни и подземной части, все фортификационное сооружение – пример оригинального охранного сооружения в Литве, свойственного ренессансу.

   Вильнюсские репрезентационные палаты.

Ансамбль репрезентационных палат и других построений. Он построен на территории замка Жимутинес. Уже в первой половине 16 века был сооружен огромный ренессанский ансамбль, который составляет Кафедра, удобно и красиво оформленные репрезентационные палаты, реконструированный старый Арсенал, замок юной королевны, костел Святых Анны и Барборы. Территории замка……………..страница 29