Современное искусство

Художественные течения с 1945 года по наши дни

 

 

Акт первый

 

«Абстрактный экспрессионизм» (Dripping all over)
«Живопись действия» (
Action painting)

1940 — конец 1950

Виллем де Кунинг (Willem de Kooning),
Роберт Мазервелл (
Robert Motherwell),
Джэксон Поллок (
Jackson Pollock),
Марк Ротко (
Mark Rothko),
Барнетт Ньюмэн (
Barnett Newman),
Эд Ренхарт (
Ad Reinhardt),
Марк Тоби (
Mark Tobey),
Дэвид Смит
(David Smith)

Американская живопись. Картины очень большого формата. Техника дриппинга (разбрызгивания краски). Используется различная степень абстракции, чтобы создать эмоциональную и экспрессивную напряженность.

«Пре-фанк» (Pre-Funk) Школа Сан-Франциско

1940-1950

Дэвид Парк (David Park),
Ричард Дибенкорн (
Richard Diebenkorn),
Элмер Бишофф (
Elmer Bischoff)

Американская живопись. Сан-Франциско. Реакция против господства нью-йоркского абстрактного экспрессионизма. Полный отказ от абстракции; крупный мазок, экспрессивное использование цвета. Много портретов.

«Грубое (необработанное) искусство» (Art Brut)

1945

Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet),
Гастон Шассиак (
Gaston Chaissac)

Европа и США. Художники, «незапятнанные художественной культурой»: грубое (необработанное, «неприглаженное») искусство Дюбюффе. Не должно рассматриваться, как искусство безумных (что такое безумие?..)

«Спациализм» (Spazialismo, Spatialisme)

После войны, 1945

Лучио Фонтана (Lucio Fontana)

Италия и Аргентина. Это направление использует новые технологии, появившиеся в результате научного прогресса (телевидение, неоновое освещение). Материя должна быть преобразована в энергию, а пространство заполнено динамическими формами.

«Парижская школа» (Ecole de Paris)

1945-1960

Жан-Мишель Атлан (Jean-Michel Atlan),
Жан Базэн (Jean Bazaine),
Камий Бриен (Camille Bryen),
Оливье Дебрэ (Olivier Debré),
Жан Деготтэ (Jean Degottex),
Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet),
Жан Фотрие (Jean Fautrier),
Ханс Хартунг (Hans Hartung),
Тосимитцу Имаи (Toshimitsu Imaï),
Андрэ Ланской (André Lanskoy),
Альфред Манесье (Alfred Manessier),
Жорж Матье (Georges Mathieu),
Серж Поляков (Serge Poliakoff),
Жан-Поль Риорель (Jean-Paul Riopelle),
Пьер Сулаж (Pierre Soulages
),
Мария Виера да Сильва (Maria Viera Da Silva),
Николя де Сталь (Nicolas de Staël),
Пьер Таль-Коат (Pierre Tal-Coat),
Вольс (Wols)

Термин, применяемый к художникам, работавшим в Париже.

«Неформальное искусство» (Art Informel)
«Ташизм»
(Tachisme)
«
Лирическая абстракция» (Abstraction Lyrique)

1945-1960

Жан-Мишель Атлан (Jean-Michel Atlan),
Пьер Сулаж (Pierre Soulages),
Брам Ван Вельде (Bram Van Velde),
Николя де Сталь (Nicolas de Staël),
Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet),
Антони Тапьес (Antoni Tàpies),
Ханс Хартунг (Hans Hartung),
Жерар Шнедер (Gérard Schneider),
Жорж Матье (Georges Mathieu),
Камий Бриен (Camille Bryen),
Вольс (Wols)

Европа и США. Часто художники работают широкой кистью, важность жеста и/или каллиграфии. Отказ от фигуративности, однако без уничтожения референций реальности. Экспрессивное использование живописной фактуры и самых разнообразных материалов.

«КоБрА» (CoBrA)

1948-1951

Корнелис Корнел (Cornelis Corneille),
Пьер Алешински (Pierre Alechinsky),
Асгер Йорн (Asger Jorn)
Карел Аппель (Karel Appel),
Констан (Constant)

«Ко» означает Копенгаген, «Бр» — Брюссель, «А» — Амстердам. Нервная живопись, сильные контрасты цветов. Фигуративная живопись, вдохновленная примитивным, народным и преисторическим искусством. Под влиянием марксизма эти художники отрицают американскую культуру и ее эстетику.

«Ассамбляж» (Assemblage)

Начиная с 1950

Йозеф Бойс (Joseph Beuys),
Луиза Тевельсон (Louise Nevelson)

Особенно распространился в США. Это — некое подобие пространственного коллажа с включением реальных предметов. Вдохновлялся кубизмом. Преимущественно использовались банальные обиходные предметы.

«Гнилое искусство» (Junk Art)

В основном, начиная с 1950

Сезар (César),
Джон Чемберлен (John Chamberlain),
Жан Тенгели (Jean Tinguely)

Европа и США. Скульптура, использующая промышленные отходы, соединенные в «ассамбляжи». Сплющивание (Сезар), ржавые автоматы (Тенгели)...

«Гутай» (Gutaï)

1954-1972

Хиро Йоссикара (Jiro Yoshihara),
Катцуо Ширага (Kazuo Shiraga),
Садамаса Мотонага (Sadamasa Motonaga)

В переводе с японского — «Ассоциация группы японских художников конкретного искусства. Они начинают экспериментировать искусство перформанса, а также занимаются кинетическим искусством.

«Фанк» (Funk)

С 1951

Рой де Форест (Roy de Forest),
Кен Прайс (Ken Price)

Это направление в основном развивалось в Калифорнии. Художники противились формализму и интеллектуальным претензиям искусства Нью-Йорка. Использование случайных, найденных предметов. Работа с керамикой, которую помещали в объекты. Живопись, обманка, натюрморт. Провокационное искусство, охотно обращавшееся к аккумуляции не имеющих никакого отношения друг к другу предметов.

«Множественное искусство» (Multiple)

С 1955

Яаков Агам (Yaacov Agam),
Жан Тенгели (
Jean Tinguely)

Произведения, размноженные ограниченным тиражом. Эти художники ставят под сомнение догму о неповторимости произведения искусства.

«Кинетическое искусство» (Art Cinétique)

1950-60

Жан Тенгели (Jean Tinguely)
Хесус-Рафаэль Сото (Jésus-Raphaël Soto),
Александер Калдер (Alexander Calder),
Пол Бюри (Pol Bury)

Европа, Южная Америка, США и Израиль. Работа с реальным и видимым движением: машины, освещенные двигающиеся предметы. Также включает работу с виртуальным, фиктивным движением — эти эксперименты могут быть названы «Оп-арт».

«Живопись цветового поля» (Color-Field Painting)

1950-60

Моррис Льюис (Morris Louis),
Сэм Гиллиам (Sam Gilliam),
Джек Буш (Jack Bush),
Джин Лэвис (Gene Davis)

США и Канада. Абстрактный экспрессионизм. Работа с цветом. В картинах обыгрывается двухмерность живописи. Часто используются широкие цветовые поля, из которых совершенно изгнана любая иллюзия глубины. Спонтанные композиции.

«Живопись острого угла» (Hard-Edge Painting)

1950-60

Джозеф Алберс (Josef Albers),
Эллсворт Келли (Ellsworth Kelly)

США. Абстрактная живопись, противостоявшая влиянию абстрактного экспрессионизма с его культом жеста художника. Картины представляют геометрически организованную поверхность. Художники этого направления стремятся к абсолютно безличностной живописи. Ограниченная, часто монохромная палитра.

«Нео-дадаизм» (Neo-Dada)

1950-60

Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg),
Джаспер Джонс (Jasper Johns)

США. Художники, «открывшие» Люшана. Близость к дадаизму, любовь к парадоксу и двусмысленности, использование случайно найденных предметов, «скульптуры» из обиходных предметов. Изображение каждодневной жизни. Культивируется жест художника. Картины больших размеров. Часто используются уплотнители красок, позволяющие получить особую фактуру.

«Эстетика моментального» (Esthétique de l'Instantané)

1950-70

Ли Фридляндер (Lee Friedlander),
Роберт Франк (Robert Frank)

Особенно популярна в США. Простейшая форма фотографии. Банальность сюжетов, простота стиля.

«Акционизм» (Actionnisme)

Около 1960

Отто Мюль (Otto Muehl),
Херманн Нитш (Hermann Nitsch)

Вена. Это направление предшествует корпоральному искусству. Для него характерно использование эротического насилия. Попытка осмыслить фрейдистские темы при помощи ритуальных перформансов. Художник имеет значение как участник творчества, то есть скорее в качестве свидетеля творчества, чем в качестве творца.

«Хеппенинг» (Happening)

Начало 1960

Аллан Карпов (Allan Kaprow),
Клас Олденбург (
Claes Oldenburg),
Ал Хансен (
Al Hansen),
Джим Дайн (
Jim Dine)

Некое публичное действо. Коллаж действий, симультанно производимых в разных местах и одно время или в разные моменты времени. При хеппенинге совмещаются элементы живописи, музыки, танца, поэзии, часто это — импровизации, Важная роль отведена зрителям, которые становятся настоящими актерами в действе.

 

 

Акт второй

 

«Присвоение» (Appropriation)

1960

Художники направлений «Новый реализм» и
«Нео-дадаизм»

Франция. Фундаментальная деятельность Новых реалистов. Присвоение связано с использованием цитаты.

«Флуксус (опустошение)» (Fluxus)

1960

Нам Джун Пайк (Nam June Paik),
Георг Мачунас (
Georges Maciunas),
Джон Кейдж (
John Cage),
Георг Брехт (
George Brecht),
Йоко Оно (
Yoko Ono)

Международная группа художников. Направление, близкое к Performance Art, Happenings. Большое внимание уделяется случаю. Часто эксперименты требуют участия зрителей.

«Холст в форме» (Shaped canvas)

1960

Фрэнк Стелла (Frank Stella),
Ричард Смит (
Richard Smith)

США и Европа. Разрезанные холсты. Минималистская живопись. Живопись получает автономию.

«Новый реализм» (Nouveau Réalisme)
«
Отклеивание» (Décollage)
«Аккумуляция» (Accumulation)

1960

Ив Кляйн (Yves Klein),
Арман (
Arman),
Кристо
(Christo),
Сезар (César),
Миммо Ротелла (Mimmo Rotella),
Франсуа Дюфрен (François Dufrêne)
Бен (Ben)

Франция. Фундаментальный жест присвоения реальности. «Живые кисти» Ива Кляйна, расплющивание Сезара...

«Поп-арт» (Pop Art)

1960

Энди Уорхолл (Andy Warhol),
Ричард Хэмилтон (
Richard Hamilton