М О Д Е Р Н И З М

моя фотография

МОДЕРНИЗМ (фр. modernisme, от , moderne - современный, новейший) - совокупность нереалистических, авангардистских направлений в искусстве 20 в. Термин М. стал особенно популярен в советской эстетике и критике со 2-й пол. 1950-х гг. В это понятие обычно вкладывалась негативная оценка, заострявшая внимание на таких особенностях авангардизма, как отказ от классической традиции, субъективизм, разрушение миметической образности и логики формы, тенденции абсурдизма, культивирования случайностей, размывания границ между искусством и реальностью. Часто М. рассматривался в советской эстетике как прямое шарлатанство. Что вызывало ответную реакцию ряда эстетиков и критиков, рассматривавших авангардизм (или часть его) как особый вариант реализма 20 в. М. - "другое искусство", построенное на "обратной логике" (сравнительно с традиционным искусством); оно представляет собой сложную духовную структуру, порожденную "обществом отчуждения". Зарождение М. как явления мировой художественной культуры относится к 1860-м гг. - времени появления новых тенденций в европейском искусстве (каркасная конструкция и железобетон в архитектуре, зарождение импрессионизма в живописи и т. д.); в первые десятилетия 20 в. М. связан с появлением ряда направлений, утверждавших его принципы (фовизм, кубизм, конструктивизм, беспредметное искусство и т. д.); после второй мировой войны эстафету модернистских исканий приняли абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Искусство М. носит программно антиавторитарный, антитрадиционный характер. Важной чертой М. является увлечение формально-пластическими, композиционными и колористическими проблемами художественного творчества, целью которого признается создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну выразительных средств изобразительного языка. Каждое произведение суверенно: оно является воплощением особого видения и понимания окружающего мира автором. С кон. 1950-х и особенно в 1960-1980-х гг. в западной, а позже и в отечественной художественной культуре возникают тенденции, противостоящие М., отвергающие его программное утверждение новизны, современности и оригинальности высказывания. См. Постмодернизм.