ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento)

Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — 14—16 вв., в других странах — 15—16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях.
Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматическая условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусствва (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия. В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (кон. 15—1-я четв. 16 вв.) и Позднее Возрождение (16 в.).
Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция. Флорентииская школа стала в 15 в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти. Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло). Античная ордерная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоническую ясность, обогатила тектонику зданий.
За пределами Тосканы выделялось творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецманских архитекторов. Опыты планировки и застройки городской площади (Пиенца). района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете. Ф. ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.
В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция. В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.
Со 2-й четв. 16 в. в Италии в условиях наступления феодализма, а затем и католической реакции, искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтностью. Ренессансные типы обществ зданий, виллы, дворцы, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели. А. Палладио). Одной из главных тем живописных и скульптурных произведений позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто,обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи.
Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1500—40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 16 в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно, получивших своё полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).
Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства. В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространств глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. 15 в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой. Нидерландская школа живописи 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди североевропейских школ: она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. ван Эйка, Д. Баутса. Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, X. Мемлинга и др.). На рубеже 15 и 16 вв. X. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию средневековой культуры. В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений 16 в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель.
Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер. Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. и закончилось уже в 1530—40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524—26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, X. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.
Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства 15 в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона. Со 2-й половины 15 в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королеских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).
Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве.
В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.
Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в 16 в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий. В 16 в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко).
Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями, обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль "мануэлино" (нач. 16 в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.

Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в 15 — начало 16 вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми романскими и готическими традициями (постройки Юрая Далнатинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире. 1468-нач. 16 в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в 15 в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в 16 — начале 17 вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме а Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны — в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др.— в Чехии: в Левоче, Прешове и др. — в Словакии). По схеме «идеального» ренессансного Возрождения, созданной итальянским архитектором Филарете, выстроены замки в городах Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба—1580). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура сочетавшая поздне-готические и ренессансные черты (работы В. Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер «MS», работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры декоративной росписи - сграффито, портрет и др. В 16 в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на пл. Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.).
Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия " Возрождение", не ограничивая его территориальными рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая 8—12 вв., Закавказья 12—13 вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Но эта проблема остаётся в науке дискуссионной и спорной

Возрождение, Ренессанс (фр. renaissance - возрождение) - одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV- XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в других странах Европы. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. Ренессанс не следует считать художественным стилем или направлением, так как в эту эпоху существовали различные художественные стили, направления, течения. Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового прогрессивного мировоззрения - гуманизма. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: Человек - мера всех вещей. Особенно возросла роль творческой личности.

Гуманистический пафос эпохи наилучшим образом воплотился в искусстве, которое, как и в предшествующие века, ставило своей целью дать картину мироздания. Новым было то, что материальное и духовное пытались объединить в одно целое. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству, но предпочтение отдавали изобразительному искусству и архитектуре.

Эпоха Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Родиной Возрождения стала Флоренция. Основы нового искусства разрабатывали живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунеллески.

">Итальянская живопись XV в. в основном монументальная (фрески). Живопись занимает ведущее место среди видов изобразительного искусства. Она наиболее полно соответствует ренессансному принципу "подражать природе". Новая изобразительная система складывается на основе изучения натуры. В развитие понимания объема, его передачи с помощью светотени внес достойный вклад художник Мазаччо. Открытие и научное обоснование законов линейной и воздушной перспективы значительным образом повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи. Формируется новый пластический язык скульптуры, его основоположником был Донателло. Он возродил свободно стоящую круглую статую. Его лучшее произведение - скульптура Давида (Флоренция).

В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла и др.), разрабатываются теория архитектуры и концепция идеального города. Архитектор Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание архитектуры и традиции поздней готики, добиваясь новой образной одухотворенности архитектуры, неизвестной древним. В период высокого Возрождения новое мировоззрение наилучшим образом воплотилось в творчестве художников, которых с полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана. Последние две трети XVI в. называют поздним Возрождением. В это время кризис охватывает искусство. Оно становится регламентированным, придворным, утрачивает теплоту и естественность. Однако отдельные великие художники - Тициан, Тинторетто продолжают создавать шедевры в этот период.

Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Испании, Германии, Англии, России.

Подъем в развитии искусства Нидерландов, Франции и Германии (XV-XVI вв.) называют северным Возрождением. Творчество живописцев Ян ван Эйка, П. Брейгеля Старшего - вершины этого периода развития искусства. В Германии величайшим художником немецкого Возрождения был А. Дюрер.

Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.