Известно, что в Италию этрусская цевилизация попала морским путём из Малой Азии. Этруски в древности занимались земледелием, потом по непонятным для нас причинам они пересилились в новый край.Здесь они стали воинами и торговцами.Этруски приплывшие туда сохранили религию ветра и неба, которая связывалась с колдовством и жертвопринашением органов зверей.Этрусское искусство жило в VII-Iв.до н.э.Первыепамятники восточные.Греческий вклад имел значение только VIIв.до н.э, но не оставили в искусстве некоторые элементы.Из-за конкуренции и непримерения членов этрусского союза ослабились городские власти.Римляне их завоевали.Часто то,что отно
сят римлянам ,является остатками этрусков.Римская триумфальная арка - это не чтоиное как городская арка этрусков.
АРХИТЕКТУРА.
Основание плана города этрусков - магическая шахматная доска.Различные архитектурные формы - арки,куполы и арочные своды - были уже давно открыти в Месопотамии, но в Европе впервые их использовали этруски .Мощные безбашенные стены(15м. высотой и 5 шириной) без других построек были из камня .Важнейший элемент архитектуры - арочный свод .Арочные своды ,купола ставились на введениях в городскую канализацию,могилах,городских варотах и мостах.
Священные постройки этруски делали из дерева. Перед прямоугольной постройкой тянется портик с простыми колоннами .Крыша очень уступчатая, фрезу составляет живописные ряды деревянного кирпича .Этруски деревянные постройки украшали цветными плиточками из обоженной глины, свойственными для Малой Азии .Святые места строились на возвышениях .Это переняли римские строители. Из древних богатств этрусски ввели металы,как и бронзо-литейную технику .В Этрусии возведена скульптура Капитолийного волка .Легенда гласит что эта волчица своим молоком вскормила двух детей:основателя Рима - Ромула и его брата двойняшку Рема.Скульптура волка
(известно что воздвигнута в античные времена) открытая в средневековье, установлена на Капитолийской площади,а фигуры Ромула и Рема были пределаны позже, во времена ренесанса .
Умерших было принято хоронить в соркофагах и гробницах.В гробницах возле саркофагов нашли бытовые предметы и рисунки .Среди посуды,золота,бронзовых рельефов, кожи найдены также греческие вазы.Это показывает связь этрусков с Грецией .Фрески гробов напоминают увеличенные рисунки греческих ваз, только они намного реалистичней.
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ
Примерно в 8 веке до н.э. Северную Италию населяли этруски. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что учёные до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Однако они оставили нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать её по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - праздненства с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги из терракоты, т.е. обожжённой глины напоминали тогдашние ложа. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар за дружеской беседой или за трапезой - на античных пиршествах ели в такой неудобной позе.
Этруски рано познакомились с греческим искусством. В их городах работали мастера из Греции, которые обучали молодых этрусков. От греков, видимо позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками, полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. В Этрурии было создано знаменитое изваяние Капитолийской волчицы, вскормившей якобы своим молоком двух младенцев - легендарного основателя Рима Ромула и его брата - близнеца Рема.
Храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов.
Правда, своды появились впервые на востоке; но у этрусков научились этому римляне, которые достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.
Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами. Письменность этрусков так окончательно и не удалось дешифровать, а их некогда процветавшие города были стерты с лица земли много веков тому назад как в результате войн, так и стихии: их поглотили морские воды, болота, занесло глиной и илом. Тем не менее, факт существования этрусской цивилизации на северо-западе Италии неоспоримо доказан. Основные их поселения располагались в современной Тоскане, названия многих населенных пунктов которой, включая и само слово Тоскана, имеют этрусское происхождение. В 8 веке до нашей эры этруски были во многих ремеслах столь же искусны, как и древние греки. Их связи с греками, имевшими колонии на юге Италии, становились все более прочными, особенно в 7-5 веках до нашей эры. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим. Часто изображали на своих вазах и фресках сцены из греческих мифов и легенд о богах и героях. Особенно примечательны сцены Троянской войны. Что это? Может быть, общая история? Ведь недаром троянский герой Эней бежал из сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало римскому императорскому роду Юлиев. Именно поэтому римские императоры могли по праву именоваться "Божественный Август" и т.д., ведь матерью Энея была богиня Афродита. Время наивысшего расцвета этрусского искусства - 6-5 века до нашей эры, в 4 веке до нашей эры Этрурия начала слабеть под натиском крепнущего Рима, потом ненадолго подняла голову и затем была сметена с исторического пути мощным напором Республиканского Рима. О самобытной этрусской культуре надолго забыли, хотя, как это часто бывает в истории, плодами ее активно пользовались. Этруски были не только искусными золотых и бронзовых дел мастерами, замечательными гончарами, художниками, скульпторами, создававшими великолепные портреты, но и прекрасными инженерами и зодчими. Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким. Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина, один из крупнейших в Древнем мире, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и др. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки - формы, которую позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом, что также переняли у них римляне для своих гражданских и военных поселений. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты, что тоже подхватили римляне.
Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их поднимали на высокий каменный подиум. Это мы тоже увидели в Риме. Ко входу вела широкая лестница. Храмы имели глубокие портики, откуда жрецы-авгуры наблюдали за полетом птиц и делали свои предсказания. Они гадали и по печени жертвенных животных. Широко использовался ордер. Капители этрусских колонн (эолийские) положили начало римскому тосканскому ордеру. Храмы обильно украшались раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Поэтому, в отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью. Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой крови. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами, позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Все эти постройки этрусков до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых - некрополи - обычно выносившиеся за пределы городских стен. В Этрурии был очень развит культ предков, который стал источником развития скульптурного портрета, унаследованного римлянами, и культ загробной жизни, который привел к сооружению богатых гробниц, разных по материалам и форме, но сходных по обилию живописных и скульптурных украшений. В Черветри сохранилось несколько сот круглых гробниц, выложенных из камня и засыпанных сверху земляным холмом. Это так называемые тумулусы. На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия. В помещениях гробниц все напоминает о радостях земной жизни: сцены пиров, танцев, битв, охоты изображаются на фресках. Даже на погребальных урнах и саркофагах лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами. Вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Оказывается, что могучая Римская держава, покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и учителей - этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих достижений, приписываемых римскому гению, в том числе и Капитолийской волчицы, вскормившей основателей Рима Ромула и Рема, так как и она создана неизвестным этрусским мастером.