Хронологическое развитие исторических стилей в искусстве, художественные черты

Мемориальная архитектура

Самая известная группа мемориальной архитектуры - кресты. Обычно элементы конструкции крестов( мачта и крестовина) декорируются ажурной резьбой. Орнаментами вырезанными на доске и орнаментом из ажурной резьбы украшается скрещение мачты и крестовины. Некоторые кресты совсем не имеют декоративных элементов, только его мачта незначительно профилируется, но есть много крестов, которые имеют столько декора, что затмевается сам знак креста. К основным конструкциям некоторых крестов прикрепляются декоративные часовенки-алтарики, а с боков иконографические символы. В часовенки выставлялись статуэтки святых или прикреплялось распятие. Часто в одном объекте используется несколько упомянутых здесь способов компоновки. Крест - основной иконографический символ Христианства и основной элемент традиционной композиции, в созданных Свирскисом памятниках уступает место мастерски на самом дереве вырезанным барельефам, изображающим сцены из жизни Христа и святых. В скульптурах и барельефах изображаются в народе популярные святые:Св.Ионас, Св.Изидорюс, Св.Флорианас и др.

Очень умеренно украшаются декоративными элементами часовенки и наоборот, обильно-(stogostulpiai) и придорожные распятия. В часовенках обычно декорировался проём. Скульптуры были значительным атрибутом такого памятника, часто обозначали идейное содержание памятника. Наприме, для крестьянина были святы и неприкосновенны только находящиеся в часовенках скульптуры; при возникновении опасности, что памятник будет уничтожен, он спасал не всю часовенку, но приносил домой только скульптурки. Скульптуры в часовенках распологались так, что напоминали живые существа, глядящие в окно на проходящую в крестьянской усадьбе жизнь. Часовенка - это дом множественных скульптур. Важное место занимают скульптуры также и в придорожных распятиях stogostulpiuose, но здесь их эмоцианальное влияние заглушают множество декоративных элементов. Между тем, скульптуры часто кажутся словно неподвижными декорациями, а не основными элементами памятника.

Деревянные часовенки крестьяне ставили на землю или возле деревьев, реже возле стен. Часовенки, стоящие на земле, были круглые, четырёхугольные, крестообразные с колонками. Были и различные формы крыш - куносовидные, четырёхугольные, крестовые. Они отличались и своей открытостью: открытые с одной или с нескольких сторон и совсем открытые. Несколько в другом направлении развивалисьь подвешанные на деревьях часовенки. Их формы более разнообразны, чем у стоящих на земле: обнаруживаются обыкновенные ящики с двускатной крышей и очень нарядные работы подражающие стилям барокко и неоготики.

Неотъемлемым элементом часовенок придорожных распятий и stogostulpiu были увенчавшие памятник железные верхушки. При подборе соответствующего масштаба и пропорций частей, при стилизации и подходящем подборе мативов , орнаменты, деревянные и железные части памятника составляли одно неделимое целое.

Перечисленные мемориальные строения в старину были неотделимой частью пейзажа Литвы. От этого бесценного народного богатства архитектуры сейчас остались жалкие остатки. Число памятников уменьшилось по объективным причинам. Дерево - непрочный материал, быстро гнеёт, а особенно в тех местах, где соприкасается с землёй. Через некоторое время строения приходилось ремонтировать, срезать подгнившую нижнюю часть и т.п., а вместо старых устанавливались новые строения. Другая важная причина - политика и идеология советского периода. Много памятников было уничтожено сознательно. С ценными сохранёнными работами ещё можно познакомиться в этнографических музеях Литвы.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТВА


Первые памятники готики появились в середине XII в. во Франции. Массивные, тяжелые стены романских построений заменили легкие каркасы, тесные внутренний пространства – высокие интерьеры, суровую плоскость фасадов – динамичные стремящиеся ввысь пластичные произведения искусства.

Готический стиль 13-14 веков распространился в Западной, Восточной и Северной Европе, но только в конце 15 века установилась граница его течения в Южных странах. Эта граница еще передвинулась на север и восток, охватывая к тому же прусские, мазурские, литовские, латвийские, эстонские и земли других народов. В течение четырех столетий своего существования готический стиль не был постоянен. Менялись как формы, элементы, так и конструкции и, что более важно, композиционные принципы.

Формы построений очень сильно зависели от вещества, из которого они построены. В Западной и Северной Европе готические здания были мурованы из камня. В тех странах, в которых нет строительного камня или его мало, основное строительное вещество был кирпич. Если из камня можно было вытесать как массивные элементы конструкции, так и ювелирные маленькие детали, то небольшие кирпичи для этого не годятся. Следовательно, строители кирпичной готики не могли присваивать этим зданиям конструкции каменных построений и украшающих форм: нужно было искать новых решений. Основная особенность кирпичной готики – плоская, нештукатуренная, специфической фактуры стена, часто украшенная черными окончаниями кирпичей или штукатуренными элементами: нишами, фризическими полосами и др. Очень распространились профилированные кирпичи.

Исследование распространения готики показывает, что этот стиль закрепился в тех странах, в которых развился феодализм, католичество, быстро росли города. В 13-14 веках все это было свойственно странам Средней Европы, в них и развивалась готическая архитектура. В Литве этот стиль тогда распространиться еще не мог. Край раздирали жестокие войны с немецкими орденами, препятствующие развитию экономики и культуры. Отношения с заграницей были ограничены. Монументальная архитектура – из камня строились только оборонительные сооружения. После Кревской унии (1385), победы Жальгирё (1410) и большинства других значительных исторических событий появились новые типы мурованных построений. Когда начало использоваться огнестрельное оружие, было построено не мало новых замков. Когда в 1387 году в Литве было введено католичество, наибольший размах получило строение зданий. Поднималась экономика городов, становилось больше жителей, было нужно строить больше мурованных зданий и другого типа сооружений.

Появившийся в Литве в конце 14 века и существовавший с 15-16 вв. готический стиль постоянно менялся. Этапы его развития не совпадают с другими странами: кое-где готика уже достигла своей поздней фазы и все более твердые позиции занимал ренессанс, в Литве же готика только распространялась. Различают два периода развития готики: 1) конец 14-15 вв. первая половина – развитие, или ранняя готика; 2) вторая половина 15 – 16 вв. – расцвет, или зрелая готика

ЗАМКИ. Когда в начале 15 века усилилась власть князя, изменилось и цель замков. Если раньше большинство замков служили убежищами, которые во время войны защищали окрестных жителей, то сейчас они стали установленными центрами территориальной власти, местопребываниями князей. Кроме охраны, стала не менее важной их репрезентативная функция. Территорию замка принято делить на две части: охранно-хозяйственная и резиденцию князя. Готический стиль принес немало нового в литовскую технику построения, а так же в конструкции. Муровочные материалы начали использовать чаще кирпича. Внешнюю сторону стен закладывали поочередно камнями и рядами кирпича. Больше внимания уделялось пропорциям фасадов и усовершенствованию форм. Жилые комнаты князей, залы представлений начали покрывать нервюрными сводами (Тракайский, главный Вильнюсский замки), украшать фресками. Для силуэта замков большое значение имели высокие, разных форм (четырехугольные, переходящие в восьмиугольные, овальные) башни, часто они были заостроенными крышами. Начали использовать разных форм черепицу. Жилые дома занимали важное место в стене огорождений вокруг возвышенности (замки: Тракайский, Вильнюсский, Гардинский, Наугардукский).

РАЗЛИЧНЫЕ ПОСТРОЙКИ.

В 15 веке быстрее начали расти города. Во время роста городов, развития экономики и увеличения жителей начали строить различные здания: ратуши, дома и дворы опеки, цеха, культовые сооружения. ПОСТРОЕНИЯ. Первые такие церкви построены в конце 14 века, но больше всего распространились в конце 15 – 16 веках. Объем этих церквей небольшой: почти что квадратный неф, короткая plebisterija su apside и башня. Церковь Запишкё – обыкновенное vienanavis культовое построение без башни. Все построения этого типа и временного периода похожи формой объемного пространства, но композиция каждого из них своеобразна, индивидуальна.

Вильнюсская церковь Святой Анны и Бернардинцев и ансамбль построений монастыря не были построены по единому замыслу, но строилась отдельными вспышками в течение 150 лет. В 1469 году король Казимерас Йогайлайтис подарил бернардинцам кусочек земли на побережье Вильни. Место было удобным: недалеко от центра города, имел прямую связь с замком. Близнецы-бернардинцы построили здесь церковь и монастырь. В начале 16 века опоясывающая охранная стена достигла Вильни возле бернардинского места и оборвалась. Поэтому церковь была признана, на ее дворе была установлена бойница. Спустя некоторое время рядом была построена небольшая церковь Святой Анны. Ансамбль спланирован свободно, постройки подходят под общую задумку. Но на самом деле, эта свобода только условная, построения сгруппированы обдуманно, преследуя цель создать уют, присущий средневековым городам. В композиции ансамбля больше всего выделяется церковь Святой Анны: выдвинута вперед, немного повернута в сторону Бернардинской церкви, непростых украшающих форм и изящного силуэта. При наблюдении за обеими церквями издалека и свысока, кажется, что они одинаковой высоты. При приближении церковь Святой Анны быстро увеличивается по сравнению с Бернардинской. Но, меньшее по размерам здание на фоне большего не только не теряет прелести, но доминирует в ансамбле. Выявить меньшее построение в ансамбле и сделать его доминантным помогли не только красивые формы, идеально подобранное место, но и выделяемость бывшей площади, возможность осмотреть ансамбль только с одной стороны.

Бернардинская церковь – одно из самых значимых культовых построений в литовской готике. Основной фасад благородный и мощный. Боковые восьмиконечные башенки, спокойная композиция фасада создают впечатление постоянства и твердости. Центральная ось подчеркнута широким остроконечным окном и его двусторонними нишами с изящными рельефными готическими орнаментами. Стройные контрафорсы разделяют центральную часть фасада и поддерживают углы. В главном фасаде много декора – другие фасады более скромные. Остроконечные окна ритмично сочетаются с контрафорсами. Пропорции всех фасадов точные, изящной формы, какие присущи зрелой готике. Рационально использован декор. Такие же черты присущи и интерьеру. Плотно составленные высокие восьмигранные столбы и легкие своды подчеркивают вертикальность внутреннего помещения. В северной части, возле церкви, располагается монастырь. Много раз реконструированный, но до сих пор сохранивший готический план.

Если литовским готическим памятникам присуща сдержанная композиция фасада, то церковь Святой Анны – исключение. Не одно кирпичное готическое здание не сможет сравниться с ней богатством пластики и декоративных деталей. При достижении легкости и изящности, строители избегали массивных конструкций. Поэтому стены необычайно тонки. В фасадах церкви Святой Анны использовано больше чем тридцать различного профилирования кирпичей. От других построений готики они отличается не только отдельными формами, сколько сущностью: новым взглядом на строительство готики, ее технику и кирпич, как строительный материал. Основной фасад скомпонован творчески и своеобразно в отличие от множества различных деталей, отлично собранных в гармоничное сочетание. Композиция фасада симметрична, доминируют вертикальные элементы, выделен центр. В углах фасада разместились две небольшие башни. Восьмигранная центральная башня необычайно легкая и изящная. Фасад стремительный и динамичный.

Костел Святой Анны тесно связан с архитектурой всей Литвы 16 века. Во многих памятниках культуры можно найти похожие элементы. Это не только плебистерия Каунасского костела Бернардинцев, дворца Перкунаса, но и колокольня Вильнюсского костела Бернардинцев и еще фрагменты некоторых построений. В костеле Святой Анны видно мастерство строителей, ее фасады выделяются точными пропорциями, игровой, необычайно своеобразной композицией, они построены по правилам, свойственным готическим зданиям.

Ратуши, костелы и церкви – самые большие и красивейшие готические здания украшают средневековые города Литвы, были важны во время ее заселения. Вместе с этими общественными зданиями с конца 14 века строились светлицы, дома опеки, гостевые дворы, дома для купцов. (Дворец Перкунаса в Каунасе, жилищный дом в Вильнюсе).

Эпоха готики – одна из важнейших в истории развития Литвы. В течение этого времени произошло много важных открытий в технической и эстетической сферах, основывались своеобразные традиции строения, перенятые сложные кострукции, композиционные правила, формировались зачатки стиля монументальной архитектуры.

РЕНЕССАНС В ЛИТВЕ

В Литве общественная мысль о ренессансе формировалась с конца 15 - до середины 17 века. Как и во всех северных странах, в Литве нет античного наследия, поэтому здесь гуманистические идеи развивались благодаря тесным связям с европейскими университетами и другими культурными центрами. В 16 веке Литва – край экономического расцвета и творческой энергии. Здесь сформировался своеобразный стиль ренессанса, который выделяется наравне с готикой, развивающейся до конца 16 века и барокко, появившимся здесь уже в начале 17 века. Нередко в одном историческом и культурном памятнике заметно элементы различных эпох.

В Литве ренессанс соотносится с развитием реформации. В 1570 году контрреформаты основали в Вильнюсе коллегию иезуитов, которая в последствии переросла в университет, дав начало литовской науке, став источником важнейшей интеллектуальной мысли. В Литве ренессанс необычен тем, что разрабатывая гуманистические идеи, была выпущена не только первая печатная книга (1522 год, В Вильнюсе Пр. Скорина выпустил «Малую дорожную книжецу»), создано множество идей ренессанса, объясняющих трактаты, художественных произведений на латинском языке, но началась развиваться и литовская письменность (Мартинас Мажвидас, С. Раполёнис, А. Кульвиетис, М. Даукша).

В архитектуре влияние ренессанса можно заметить в готических костелах Бернардинцев Вильнюса и Каунаса. Первым зданием ренессанса в Литве считается замок Жимутинес в Вильнюсе, построенный с 1520 – 1529 годы. В нем преобладали основные черты, характерные итальянскому ренессансу, но были элементы, свойственные ренессансу Северной Европы. В общем, литовскому ренессансу присуще деление черт ренессанса с готическими и местными романскими традициями. Одним построениям этого периода характерен синтез готики и ренессанса (несохранившийся замок Радвилу в Вильнюсе возле Нерии, костел Риканту), другим – распределение романских и классических форм в архитектуре (Старый Арсенал, жилищный дом в Вильнюсе, улица Пилиес дом 4, Вильнюсский Алюмнат, Большой двор Вильнюсского университета).

В конце 16 века во время поисков новых, более свободных выраженных форм, в Литве начали выявляться тенденции маньеризма. Им свойственен украшающий фронтоны зданий декор. С помощью сеточной росписи сводов достигались образы ромбов, розеток. В этот период в построении зданий отказывались от единства композиции, правильности декора. На ренессанс в Литве повлиял городское искусство Северной Европы, а в особенности Нидерландов.

Вильнюсская охранная стена. В 1503 году Великий князь Александр, одобрив прошение горожан, приказал обнести город мурованной охранной стеной. Укрепления должны были строить сами жители. Охранная стена должна была составить единый комплекс с замками и их укреплениями. Она (стена) очень оживила внутреннюю и общую композицию города: ворота и башни доминировали в панораме города и его силуэте. Для того чтобы звязать стену с окрестностями и пригородами, были построены ворота. В начале 16 века было разрешено соорудить только пять ворот. Про прошествии столетию их численность удвоилась. В стене были Пилиес, Марии Магдалены, Тоторю, Вилиёс, Траку, Рудининку, Медининку (Аушрос), Субачаус, Ишганитойо («Спасо») и Бернардинские ворота. Медининку ворота – единственные сохранившиеся. Ими была зактыра в то время одна из главнейших улиц. В начале 17 века были перестроены крыши башен: построена стена выше возможных вострелов и ренессанский аттик - наиболее украшенная часть башни. Она декорирована имитированными элементами (арками, волютами). В центре аттика – герб Великого Княжества Литовского. В первой половине 17 века охранная стена была реконструирована. Недалеко от Субачаус ворот была построена бастея, которая соединила бывшие здесь укрепления.

Бастея - это подготовленное укрепление для артиллерии, часть которого спрятана под землей, а план чаще всего половинный. Комплекс составляют три части: башня, подземное помещение и корридор-туннель. План вильнюсской бастеи и структура внутреннего помещения, соединение башни и подземной части, все фортификационное сооружение – пример оригинального охранного сооружения в Литве, свойственного ренессансу.

Вильнюсские репрезентационные палаты.

Ансамбль репрезентационных палат и других строений. Он построен на территории замка Жимутинес. Уже в первой половине 16 века был сооружен огромный ренессанский ансамбль, который составляет Кафедра, удобно и красиво оформленные репрезентационные палаты, реконструированный старый Арсенал, замок юной королевны, костел Святых Анны и Барборы. Территории замка……………..страница 29

Это костёлы и монастырский ансамбль в Кретинге, Симонаса (Simno) костёл в Алитусском районе, Св. Михаила в Вильнюсе, костёл Сиесиков (Siesikų) в Укмергесском районе, костёл Виденишкю (Videniškių) в Молетском районе, костёл Петра и Павла в Шяуляе, костёл Св. Троицы в Каунасе, костёл Скарулю (Skarulių) в Йонаве и др. костёлы.

Живопись. Под влиянием искусства ренессанса местный стиль достаточно изменился – не осталось статичности в композиции, застылости, появилось пространство, пластика, реалистические художественные начала. В живописи на первое место выступает жанр портрета. Создаются портреты двух типов. В одних стремились передать внутреннее состояние портретируемого, другие больше репрезентативные (К. Ходкевича, Б. Радвилайте)

На развитие портрета того времени в Литве положительное влияние оказывали иностранные живописцы. Итальянец Джованидела Монте, живший в Вильнюсе во втором десятилетии XVI в., создал портрет епископа Павла Альшенишкиса.

Нидерландец Петр Данкерс, работавший в Вильнюсе, написал портрет шведского короля Иона III (Jono).

Голландец Юргий Даниель Шильц создал портреты Кристофа Пако и его жены.

Сохранились произведения итальянцев: Микеланжело Палоньи и Иона Грехтельо.

В Литве созданы работы религиозной живописи: Мадонна Сапегов (Sapiegų) (1528). В Вильнюсском костёле и монастыре Бернардинцев сохранились работы стенной живописи.

Скульптура. Ставились скульптурные надгробные памятники в стиле Возрождения. Сохранились надгробные памятники из розового мрамора в Вильнюсском Кафедральном соборе Альберту Гоштаутасу и Павелу Альшенишкису, надгробный памятник Станиславу Радвиле в Вильнюсском костёле Бернардинцев(10м высотой), надгробный памятник Леону Сареге и его двум женам в Вильнюсском костёле Св. Михаила.

1. Когда искусство ренессанса достигло Литвы?

2. Какие постройки эпохи литовского возрождения знаете?

3. Где можно встретить примеры живописи и скульптуры возрождения?

4. Есть ли в вашем городе, районе постройки стиля возрождения? Что о них знаете?

Маньеризм.

Это художественный и архитектурный стиль второй половины XVI- начала XVII в. – проявление театральной культуры двора. Маньеризм выражал кризис идеалов ренессанса. Ещё его называют переходным периодом между ренессансом и барокко. Художники склоняются к крайностям, странным аллегориям, необычным формам, связанным с идеями величия и отличия аристократии.

В архитектуре нетрадиционно приспосабливают (применяются) классические элементы, любили использовать иллюзорные трюки (ложные двери, слепые окна и арки). Фасады декоративны, со множеством архитектурных, скульптурных, орнаментальных деталей. В живописных и скульптурных композициях, необычных, фрагментных и световых эффектов, много используется перспектива. Изображение людей с удлиненными пропорциями.

Маньеризм зародился в 2-4 десятилетии, XVI в. в Италии. В 1550 году В. Васари так назвал изобразительное искусство, основанное не на наблюдении и подражании природе, а на повторении (копировании) манеры великих мастеров (Микеланжело). Наиболее известные маньеристы: в Италии - архитектор Бартоломео Аманати, живописец Понторлио, Партиджанини, Бронзино, Тинторетто, скульптор Бенвенутто, Челини; в Испании - Эль Греко, в Нидерландах - Ян ван Скорелли (,,Черт”, ,,Св. Ероним”, ,,Адам и Ева”). Животные и растения в его акварелях словно живые. Художнику лучше всего удавались портреты, особенно интересны автопортреты.

Много запоминающихся алтарных картин и портретов создал Лука Кранах старший (1472-1553). Он писал картины на мифологические темы. Они многоцветны и subtilus, часто изображены обнаженные женщины, стоящие неустойчиво и вытянувшись, но манящие своей странной грацией.

Разносторонним мастером был Ганс Гольбейн младший (1497-1543), создавший знаменитую серию гравюр на дереве: ,,Смертельный танец”. Особенно мастерски Гольбейн создавал портреты. Став портретистом английского дворца, он создал целую галерею портретов.

Барокко.

Эстетические взгляды. XVI век Европейской культуры принес много нового. Изменилось художественное мышление. Все больше проявляется разделение между сферой искусства и ремесел. В конце XVI века поздний ренессанс и маньеризм, а в начале XVII в. и в большинстве стран Европы сменил новый художественный и архитектурный стиль - барокко (итал. barocco- странный, вычурный). Это католический художественный стиль, рожденный во время борьбы между реформацией и контреформацией.

В спор об искусстве и красоте втянулись философы. Искусствоведы XVII-XVIII в. к искусству отнесли скульптуру, живопись, музыку, литературу и театр. Напрашивается вывод, что красота - вещь субъективная. Она зависит от внешнего вида произведения и зрительного вкуса. Оценивает наш ум, ведь красота - проявление человеческого мышления.

В конце XVII в., благодаря утвердившимся мануфактурам, искусство служившее во имя единственной цели – красоты - совершенно отделилось от ремесел. Едва ли не самая главная черта барокко – свобода. В культуре западной Европы XVI в. происходит перелом. В 1517г. Мартин Лютер прибивает тезисы к дверям Витенбергской кафедры.

Начинается протестантизм - движение, высказавшее другой взгляд человека на мир, искусство. Католичество вновь вынуждено бороться.

Одно из главнейших средств борьбы - искусство. Протестантской простоте противостоит нарядность (пышность), бедности - богатство, городу - усадьба (двор).

Новый стиль распространяется вместе с деятельностью иезуитских монахов. Барокко перешагивает и западноевропейскую границу, распространяется в России, Америке.

Около 1575г. в Риме заканчивается строительство костёла Иесиса (II Gesu), автор фасада, которого - Джакомдела Порта. В этом здании можем наблюдать все то, что будет волновать, радовать и злить Европу в ближайшие два столетия. Не только католические костёлы хотят блистать своей мощью. Короли и князья также желали продемонстрировать силу. Это особенно характерно для французского короля Людовика XIV - ,,короля солнца” (изумительный Версальский дворец). За ним следовали и другие владыки.

Архитектура. Архитекторы барокко в противовес спокойным, стабильным геометрическим формам создавали подвижные, пульсирующие, овальные планы строений, не оставляя ни одной большой, ровной площадки стены. Поверхности разбивали пилястрами. Прямые линии заменяются гнутыми, ломаными. Фасад делится на 3 части вертикальные и 3 горизонтальные части. Здания в лепном орнаменте, украшаются множеством скульптур, игра с материалами, чаще всего с дорогими (мрамором, золотом), не считаясь с их свойствами, подчеркивается красота и гедонистское назначение (доставлять удовольствие). Нравятся оптические эффекты.

Самый знаменитый итальянский архитектор и скульптор барокко был Джан Лоренцо Бернини (Gian Lorenco Bernini1598-1680). Он жил долгую и богатую жизнь, 9 пап ,,осыпали” его заказами. Бернини талантливо создавал все: костёлы, дворцы, фонтаны, проекты архитектурных ансамблей, театральные декорации, надгробные памятники. Бернини создал много замечательных работ

В Риме:

- площадь базилики Св. Петра с колоннадой (1656-1667)

- скульптуры, рельефы, надгробные памятники, алтарный балдахин базилики Св. Петра (высота 28,97м)

- тронный алтарь папы базилики Св. Петра

- королевские ступени Ватиканского дворца

- алтарь Св. Терезы ,,Экстаз Св. Герды ” в костёле Св. Марии- победительницы (Sanba Maria della Viktoria) (1644-1647)

- 12 статуй ангелов на мосту по направлению к античной крепости Ангела

- фонтаны в Риме ,,Четырех рек” , ,,Тритона”, ,,Треви”

- мраморный бюст своей возлюбленной Констанции Буонарелли

Живопись. Барокко- это время огромных фресок, создающих эффект парящих в открытом небе фигур. Живопись склонна к большим размерам, оживленным фигурным композициям, сложным показам фигур в перспективе, головокружительным движениям драпировок, стремительным диагоналям и волнообразным кривым, сильному освещению и глубокой тени, реальности текстуры поверхностей, энергичному мазку. Художникам барокко нравится напряжение, динамика, массивность, величина, открытые формы, таинственность, живописность, образ.