Парижская школа


(франц. École de Paris), условное название интернационального круга художников, сложившегося в основном в 1910—20-х гг. в Париже. В узком смысле термином «Парижская школа» обозначают группу художников, выходцев из разных стран (А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, X. Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши и др.). В широком смысле понятием «Парижская школа» объединяют художников (французов и иностранцев), живших преимущественно в парижском районе артистической богемы Монпарнас.

ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА Paris, ecole de Термином "Парижская школа" опреде- ляют группу художников иностранного происхождения, приехавших в начале XX в. в столицу Франции в поисках благоприятных условий для развития своего таланта и редкостной свободы самовыражения - результата постоянного общения и плодотворного соревнования. Основополагающую роль в этом сыграли импрессионисты, и не только потому, что они больше всего способствовали развитию искусства за пределами Франции, но и потому, что Париж и его окрестности были общим, ни с чем не сравнимым источником вдохновения. В 1886 в Париже Ван Гог положил начало необратимым изменениям. В его примере уже заключалась двойственность, которая станет главной особенностью представителей Парижской школы - хотя Париж позволил им выразить свои истинные чувства и воплотить творчес- кие замыслы, они никогда не забывали о своих корнях. В начале XX в. в Париже существовали три крупных художественных центра: Монмартр, От-Вожирар и Монпарнас. В первом работали самые известные мастера. Эти художники, преимущественно еврейского проис- хождения, приехавшие из Центральной и особенно Восточной Европы, спаса- лись от жестоких социальных условий и еще в большей, может быть, степени от влияния древней культурной традиции, запрещавшей изображение человека. Поляк Евгений Зак в пер- вый раз жил в Париже в 1900-1901, а затем - с 1904. Вскоре поток худож- ников-эмигрантов стремительно возрос. Известный уже в качестве гра- фика Жюль Паскен приезжает из Мюнхена в рождественскую ночь 1905. Затем, в 1906, из Ливорно перебирается Амедео Модильяни, а в 1908 - Леопольд Готтлиб и в 1910 - Марк Шагал и Моисей Кислинг, один из России, другой из Кракова. Пинхас Кремень и Михаил Кикоин, ученики Школы изящных искусств в Вильнюсе, приезжают в 1912, а их соученик Хаим Сутин -в 1913. В том же 1913 в Париже появляется японец Фужита. За исключением Паскена эти художники испытывали сильные материальные затруднения и поселились на Монпарнасе, в мастерских Ла Рюш, в то время как Монмартр, занятый нес- колько раньше, оставался преимущественно владением кубистов - "банды Пикассо", занимавшей в 1904 "Бато-Лавуар". Связи вновь прибыв- ших с кубистами окажут влияние на формирование стилей как тех, так и других; чувственность краски и во- ображения будет преобладать над ин- теллектуализмом. Если искусство Сутина было совершенно чуждо кубизму, то Модильяни и Шагал и, в меньшей степени, Паскен, Кислинг и Зак, напротив, некоторое время придержи- вались организующих формальных правил. Только Готтлиб сохранил графическую остроту, которая напоминает манеру австрийских экспрессионистов (Кокошка, Шиле). Хотя все эти художники попали в среду, где тради- ционные представления об объективности живописи были решительно пос- тавлены под сомнение, все они ценили правдивость изображения. Первая мировая война разбросала эту группу художников. Оставшиеся во Франции Модильяни, Сутин, Кремень, Кислинг и Кикоин переживут здесь самые трудные годы своей жизни. Возобновление творческой деятельности Парижской школы в период меж- ду двумя войнами, после смерти Мо- дильяни в 1920, продолжалось совсем в другом направлении. Материальное положение художников стало более благоприятным. Доктор Барнс, купив, к всеобщему удивлению, серию картин Сутина в 1923, показал пример предприимчивым дельцам. Особенно сильным был приток художников-евреев из России, вызванный сложной политической ситуацией. Многие делали остановку в Берлине, но экономичес- кое положение в Германии уже не позволяло находиться там художни- кам. Мане-Кац прибыл в Париж в 1921, Зигмунд Менкес и Макс Банд - в 1923, в этом же году в Париж вернулся Шагал и приехал Абрам Минчин, который прожил во Франции последние 5 лет своей жизни, - все они мино- вали Берлин. Их идеи были гораздо менее новаторскими, чем концепции их предшественников; возможно, поэ- тому они легче включились в худо- жественную жизнь Парижа, пользуясь поддержкой своих друзей, критиков и владельцев галерей. В их искусстве весьма заметно влияние банального послевоенного неореализма, но иногда чувствуется и символическое на- чало, вызванное попыткой сохранить живую еврейскую культуру, особенно в произведениях Мане-Каца, Менкеса и Макса Банда. Первый из них умер в Израиле, двое других уехали в США. Другая группа русских художников осталась во Франции. Константин Терешкович приехал в Париж в 1920, Андрей Ланской и Сергей Шаршун - в 1921, Иван Пуни - в 1923, Серж По- ляков и рано умерший Шаповал - в 1924. Эта русская школа в Париже, как и первая, главное внимание уделяла цвету. Морис Блон приехал из Лодзя в 1924 и присоединился к славянской школе в Париже. Большинство этих художников прославились своими абстрактными произведениями. К абстракционизму тяготели и художники, приехавшие из Бельгии (Лакасс, Вантонгерлоо), Голландии (Гер и Брам ван Велде), Германии (Хартунг), Португалии (Виейра да Сильва), Испании (Борее). Наконец, после освобождения Франции понятие "Парижской школы" чрезмерно расширяется. Под него попадает творчество самых разнообразных художников. Многие из них не принимали французского гражданства (Дзао Ву-Ки, Вазарели, Никола де Сталь). Оставаясь иностранцами на особом положении, некоторые из них поддерживали связи со своей родиной - бельгийцы Алешински и Хек, голланд- цы Аппел, Корнейль, Латастер и Богарт, датчанин Иорн, грек Прассинос, поляки Лебенштейн и Маринан, югославы Мусик и Великович, канадец Риопель, испанцы Убеда, Клаве, Ар- ройо и Хернандес, немец Класен. Это объясняется более развитой системой коммуникаций, а также пристрастиями американских заказчиков, благодаря которым США стали одним из главных художественных рынков. Но все эти художники заявили о себе именно в Париже, а многие из них здесь по-прежнему живут и работают. Город, некогда стимулировавший выработку новых живописных концепций, стал одним из центров пересечения мировых художественных течений.