ПЕРВОБЫТНОЕ  ИСКУCСТВО


PREZENTACIJA
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Стонхендж
Альтамира
Формирование основ искусства
Ляско
TECT
КРОССВОРЛ

 Первобытное   искусство  раскрывает зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры. Вся история первобытного общества разделяется на три основных периода:

- Эпоха первобытного стада (каменный), подразделяющаяся на:
палеолит (древнекаменный) - 2млн.- 10 тыс. лет до н.э.,
мезолит (среднекаменный) - 10-6 тыс.лет до н.э.,
неолит (новокаменный) - 6-2 тыс.лет до н.э.;

- Эпоха родовой общины (бронзовый) - 2-ое тыс. до н.э. (матриархат и патриархат);

-Эпоха разложения первобытной формации, период высшей демократии или первобытно-соседской общины (железный) - с 1 тысячелетия до н.э..

Искусство эпохи палеолита и его особенности (35-10 тыс. лет до н.э.).

Палеолит, в свою очередь, содержит три периода:

Древний (нижний) - до 150 тыс. лет до н.э.,
Средний - 150-35 тыс.лет до н.э. (пятна на каменных плитах, пещеры ля Фераси),
Верхний (поздний) - 35-10 тыс.лет до н.э , содержащий два периода
- Ориньяк-Саморейский (35-20 тыс.лет до н.э.) и Мадлен (20-10 тыс.лет до н.э.).

Поздний палеолит.

Ориньяк-Саморейский период.
Первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин).

Период Мадлен.
Появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция). Изображения животных и птиц (Костенки, Гагарино, Авдеево в России). Ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине).
Наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань). Наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Леско).

Особенности искусства эпохи неолита (новокаменный век).
Новая техника обработки камня. Гончарное производство и строительное дело говорят об оседлости. Переход от матриархата к патриархату. Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, украшаются предметы, находившиеся в распоряжении человека.
Изображения отвлеченных от натуральной природы форм: крест, спираль, треугольник, ромб. Фигуры птиц, человека стилизуются и встречаются в украшениях сосудов. Глиняные женские статуэтки часто покрываются узорами. Орнаментом наши предки старались выявить форму и назначение. В мелкой пластике встречаются женские фигурки с большим числом условностей.
Широкое распространение получили наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой - Урал, Кольский п-ов,Онежское озеро, Сибирь.
Во всех этих районах неолитические охотники оставили живые выразительные изображения животных. На северо-востоке Европы попадаются многофигурные сцены. Животные идут всегда в одном направлении; длинные вереницы оленей или лосей, тянущихся вдоль реки. Изображение человека уступает изображениям животных.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы же в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.  В то время люди ещё не знали  металла  и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искуства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер -пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор  установить не  удалось. Самые прекрасные  из  них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время больщую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены. Росписи пещеры Ласко были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения, обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". Такие группы носят название кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища в Англии - т.н. Стонхендж. Предполагается, что там поклонялись солнцу.

<<<<<

Карта