СОЦ-АРТ - одно из наиболее известных направлений искусства 1970-1980-х гг., сложившееся в СССР в рамках т. н. альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. Сформировавшись в нач. 1970-х гг., соц-арт стал своеобразной идейной и эстетической реакцией на тотальное засилье официальной пропаганды в культуре тех лет. Иронически используя и гротескно перерабатывая расхожие символы и лозунги коммунистической пропаганды и агитации, соц-арт развенчивал в игровой, часто эпатирующей форме их истинный смысл, раскрепощая тем самым восприятие зрителя от идеологических стереотипов. Гротеск, ирония, острые подмены и свободное цитирование любых пластических приемов и стилей стали основой его броского, намеренно эклектического художественного языка, во многом совпадавшего с методами бурно развивавшегося в те же годы постмодернизма. Пародийный термин "соц-арт", буквально обозначавший социалистическое искусство, был рожден основателями движения московскими художниками Виталием-Комаром и Александром Меламидом по аналогии с поп-артом, пародировавшим засилье в капиталистическом обществе рекламных стереотипов материального процветания и обезличивающей массовой культуры. Повальное господство вещевого фетишизма в обществе потребления перекликалось с засильем советского идеологического мифа. Соц-арт не выступал жестко очерченным стилевым направлением с набором обязательных мировоззренческих установок и эстетических догм. Он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто находившихся в оппозиции к официальной культуре, но и разрабатывавших в своем творчесте многослойные составляющие ее образной системы и художественного языка. К кругу соц-арта примыкают на протяжении 1970-х гг. Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, позже - группы "Гнездо", "Мухоморы", Григорий Брускин и др. В кон. 1970-х - нач. 1980-х гт. часть художников эмигрирует в Нью-Йорк, где игровые основы соц-арта пополняются языковым арсеналом постмодернизма. Лавинообразная известность обрушилась на соц-арт в годы "перестройки", когда с кон. 1980-х гг. он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом этого сложного времени. Однако политическая переориентация общества не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, т. к. содержательная основа его иронических образов стала неактуальной. Значение соц-арта шире практики его приверженцев. Он одним из первых нарушил языковую замкнутость отечественного искусства, свободно соединив раскованность интернационального постмодернизма с пародией на жесткую заданность советской идеологии и ее художественных догм.
Соц-арт -
направление в отечественном неофициальном искусстве 1970-х - начала 1990-х гг. Художники соц-арта использовали для своих работ стилистику, язык и завоевания соцреализма. Однако, как правило, в произведениях художников-соцартистов присутствуют юмор, ирония и саркастичное отношение к идеологическим пропагандистским клише, в изобилии растворенным в массовом сознании советских людей. Соединяя в своих работах псевдосерьезность и стилистику, взятые от соцреализма, с юмористическим или абсурдным сюжетом, соц-артисты добивались не только зрительской улыбки, но и разрушения социалистической мифологии. К художникам этого жанра традиционно относятся: В. Комар и А. Меламид, А. Косолапов, Г. Брускин и др.
Соцарт в СССР. Официальное искусство СССР долгое время развивалось под строгим контролем государства, пресекавшего попытки художников отклониться от единственного в стране стиля – социалистического реализма. В 1960-е в СССР возникает искусство неофициальное, имеющие параллели с мировыми течениями, однако вынужденное существовать в ситуации подполья. К неофициальному искусству 60-х, за некоторым исключением, невозможно применить критерий направления или движения; это время одиночек, однако уже к началу 1970-х сложился круг художников, которых впоследствии стали называть «московскими романтическими концептуалистами», по аналогии с западными концептуалистами. Художественный андеграунд, частично преодолевший свой подпольный статус, продемонстрировал не только отклики на зарубежные течения, но, в ряде случаев, яркую самобытность. Близость поп-арту проявилась в картинах М.А.Рогинского, Е.Л.Рухина, посвященных миру обыденных, даже подчеркнуто вульгарных вещей (Михаил Рогинский Большой примус; Красная дверь, обе – 1965; Борис Турецкий Мусорная свалка (1974)).
Соц-арт, получивший развитие во 2 пол. 1970-х – нач. 1980-х, возник как пародия на соцреализм и современную массовую культуру в целом. Это направление, созданное в основном такими художниками как В.А.Комар и А.Д.Меламид, Э.В.Булатов, можно рассматривать в рамках концептуальной практики, однако здесь можно найти и прямое продолжение идей поп-арта: художники анализируют советскую картину и символику – предмет массовой культуры советского общества (Эрик Булатов Слава КПСС! (1975)).
В легальных и полулегальных, в т.ч. квартирных выставках искусство 1970-х преодолевало свой чисто станковый характер, обращаясь к методике пространственных установок – инсталляций, хэппенингов и перформансов.
Цензурные и социальные преграды привели к тому, что многие художники эмигрировали из СССР.