Мстислав Добужинский
1875 Новгород 1957
Нью-Йорк
|
Сценограф, график, живоприсец. В 1895 закончил
вторую Вильнюсскую мужскую гимназию и поступил на юридический факультет
Петроградского университета. Посещал частную студию художника Л.
Дмитриева-Кавказского. В 1899-1901 изучал искусство в Мюнхене у А. Ажбе и
Ш. Холош, много путешествовал по Западной Европе. Продолжил обучение в
Петербуржской художественной академи у профессора В. Мате. С 1903 года
участвовал в выставках группы художников "Мир искусства". С 1907 года
сценограф театра Н. Евреинова и В. Комиссаржевской, с 1909 - Московского
художественного театра, с 1914 - балетной труппы С. Дягилева. В 1918 году
начал преподавать в школе технического рисования А. Штиглица и в
Петербуржской художественой академии (с 1922 года - профессор). В 1925 и
1929 - 1939 жил в Литве. В 1929 - 1930 руководил студией графики и
декоративной живописи Каунасской художественной школы, организовал частную
художественную студию (1930 - 1933), работал сценографом государственного
театра, с 1939 года жил в Англии, США, Франции, Италии. Персональные
выставки работ Добужинского проходили в Москве, Петербурге, Париже,
Коппенгагене, Дрездене, Амстердаме, Гааге, Брюсселе, Лондоне, Бостоне.
Посмертные выставки творчества художника были организованы в Вильнюсе в
1963 и 1975 годах (последняя была посвящена столетию со дня рождения
художника). В театрах России работал с известными режиссерами Н.
Евреиновым, Ф. Комиссаржевским, В. Мейерхольдом, К. Станиславским и др. В
1925 - 1929 годах работал в театрах Парижа, Брюсселя, Амстердама,
Дюссельдорфа. В Литве оформил 38 спектаклей. Создал много выразительных
живописных архитектурных пейзажей декоративного характера, прежде всего
"Виды Вильнюса" (1903-1914), а также виды Каунаса, Мариямполе, Укмерге и
других городов Литвы. Во время пребывания в Литве создал немало
экспрессивных графических работ. Это главным образом выразительные
архитектурные пейзажи в своеобразном стиле, на которых запечатлены виды
различных городов Литвы, памятники архитектуры и народного искусства.
Лучшие образцы книжной графики он создал, живя в России, где иллюстрировал
произведения мировой и русской классики - Г. К. Андерсена, Ф,
Достоевского, А. Пушкина, М. Лермонтова. В Литве иллюстрировал "Песнь о
Гедимине" Б. Сруоги (1938). В 1939 выехал в Лондон готовить выставку
своих работ. Там его застала вторая мировая война, некоторое время
художник жил во Франции, затем в США, умер в Нью-Йорке 20 ноября 1957
года. Его останки захоронены на Парижском кладбище.
|
Ольга Дубенецкене-Калпокене
1891 Петербург - 1967 Каунас 1912
Вильнюс.
|
Сценограф, живописец, балерина. Родилась 30
мая 1891 года в Петербурге. С 1906 года училась в частных студиях
Л.Дмитриева-Кавказского и Б.Анисфельда, посещала студию батальной
живописи Ф.Рубо в Петербургской художественной Академии.
Одновременно изучала хореографию у балетмейстеров А. и И.Чекригиных
и О.Преображенской, танцевала в тетрах Н.Евреинова и В.Мейерхольда,
играла в Петербургском доме интермедии, пробовала силы в живописи и
сценографии.В 1919 году с мужем архитектором и художником
В.Дубенецким приехала в Литву. В 1919-1922 гг. совершенствовалась в
хореографии в Берлине. В 1921 организовала первую литовскую балетную
студию, которой руководила в течении пяти лет. Активно участвовала в
деятельности театра "Вилколакис", ставила танцы для опер
государственного театра, создала костюмы для нескольких спектаклей,
декорированных В.Дубенецким и П.Калпокасом. Писала картины (портреты
К.Петраускаса. П.Калпокаса (2) и др.). Начиная с 1923,
участвовала в художественных выставках, демонстрируя живописные
пейзажи и портреты, шаржи. В 1930 году в Каунасе организовала свою
персональную выставку. Живописных работ О.Дубенецкене-Калпокене
создала немного. Чаще всего она писала портреты хорошо ей знакомых
людей: певца К.Петраускаса (1025), поэта Бутку Юзе, драматическую
актрису П.Пинкаускайте (оба 1926), солиста оперы А.Куткуса (1928),
балерину М.Юозапайтите (1933) и др. Лучшие портреты художницы
декоративны, отличаются четким художественным почерком, занимательно
характеризуют изображаемого и его окружение. Следует выделить два
портрета П.Калпокаса (1923 и 1926): они экспрессивны, отличаются
сочными цветами и монументальными формами. В 20-х годах
Дубенецкене-Калпокене больше занималась живописью, в 30-х -
сценографией. В живописи художницы заметны как профессиональные, так
и стилистические неровности. Однако в лучших работах, особенно в
портретах П.Калпокаса, она проявила себя как сильный художник. В
своих картинах она применяла экспрессивный и конструктивный рисунок,
расширяла понятие реализма своего времени элементами условных форм,
декоративной трактовкой образа. Умерла 8 сентября 1967 года в
Каунасе. |
|