КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ |
||
3.ЭГЕЙСКОЕ
ИСКУССТВО Около
5000 лет назад на островах и побережье
Эгейского моря стала складываться
самобытная культура, которую по названию
моря называют эгейской или по названию
главных центров, крито-миконской.
Она просуществовала почти 2000 лет, пока
её не вытеснили в 12 веке до нашей эры
пришедшие с севера греки. Поразительные
по красоте и тонкости вкуса памятники
оставила нам эта культура. Когда
англичанин Артур Эванс со своими
помошниками начал в 1900 году раскопки на
острове Крит, его ожидали здесь
иетереснейшие находки. Они подтвердили
достоверность историй, расказанных в
древних мифах и в поэмах
древнегреческого певца Гомера. В них
прославлялись великолепие критских
дворцов и могущество царя Миноса. Самый
большой дворец - Киосский сохранился лишь частично.
Он состоял из сотен различных помещений,
сгрупированных вокруг большого
парадного двора. В их числе были тронный
зал, колонные залы, смотровые террасы,
даже ванные комнаты. Их водопроводы и
ванны сохранились до наших дней. Стены
ванных комнат украшают столь подходящие
для такого места росписи, изображающие
дельфинов и летающих рыб. Дворец имел
чрезвычайно запутанный план. Ходы и
коридоры внезапно поворачивают,
переходят в подъемы и лестничные спуски,
к тому же дворец был многоэтажный.
Неудивительно, что впоследствии возник
миф о критском лабиринте, где жил
чудовищный человекобык и откуда нельзя
было найти выход. Лабиринт связывали с
быком, потому что он на Крите считался
священным животным и то и дело попадался
на глаза - как в жизни, так и в искусстве.
Поскольку большая часть комнат не имела
внешних стен - только внутренние
простенки, - в них нельзя было прорубить
окна. Помещения освещались через
отверстия в потолке, в некоторых местах
это были "световые колодцы",
проходившие через несколько этажей.
Своеобразные колонны расширялись кверху
и были окрашены в торжественные красный,
чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи
радовали глаз весёлыми красочными
созвучиями. Сохранившиеся части росписей
представляют важные события, юношей и
девушек во время священных игр с быком,
богинь, жриц, растения и животных. Стены
украшали также раскрашенные рельефы.
Изображения людей напоминают
древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а
плечи и глаза- спереди, но их движения
более свободны и естественны, чем на
египетских рельефах. На
Крите найдено множество небольших
скульптур, особенно статуэток богинь со
змеями: змеи считались хранительницами
домашнего очага. Богини в юбках с
оборками, узкими открытыми лифами и
высокими причёсками выглядят весьма
кокетливо. Критяне были прекрасными
мастерами керамики: глиняные сосуды
красиво расписаны, особенно те, где с
большой живостью изображены морские
животные, например осьминоги,
охватывающие своими щупальцами округлое
тулово вазы. В
15 веке до нашей эры с полуострова
Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в
подчинении у критян, и разрушили Кносский
дворец. С этого времени власть в районе
Эгейского моря перешла в руки ахейцев,
пока их не покорили другие греческие
племена - дорийцы. На
полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили
мощные крепости Микены
и Тиринф. На
материке опасность нападения врагов была
куда большей, чем на острове, поэтому оба
поселения были построены на холмах и
обнесены стенами из огромных камней.
Трудно представить, что человеку по силам
управиться с такими каменными
громадинами, поэтому следующие поколения
создали миф о гигантах - циклопах,
помогавших людям строить эти стены. Здесь
тоже были найдены стенные росписи и
художественно выполненные предметы быта.
Однако по сравнению с жизнерадостным и
близкими к природе критским искусством
искусство ахейцев выглядит по- другому:
оно более сурово и мужественно,
прославляет войну и охоту. Вход
в давно разрушеную микенскую крепость до
сих пор охраняют два вырезанных в камне
льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку
располагаются гробницы правителей,
которые первым исследовал немецкий купец
и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства
он мечтал найти и раскопать город Трою; о
войне троянцев с ахейцами и гибели города
(12 век до н.э. рассказал в поэме "Иллиада"
древнегреческий певец Гомер.
Действительно Шлиману удалось найти на
северной оконечности Малой Азии (В
нынешней Турции) развалины города,
который считают древней Троей. К
сожалению, из - за излишней спешки и
недостатка специального образования он
разрушил значительную часть того, что
искал. Тем не менее он сделал множество
ценных находок и обогатил знания своего
времени об этой далёкой и интересной
эпохе.
|
||