Литовское Искусство в 1960-80 годы.
Перемены в Литовском искусстве наметились уже в середине 60-х годов,
они были связаны с падением сталинизма и периодом "оттепели" в
советской культуре. С началом процесса демократизации появилась
возможность шире познакомиться с мировой культурой. Художники стали больше интересоваться  народным творчеством. И хотя долго сохранялись принципы социалистического реализма, появилось больше
свободы в выборе тем.
В Союзе развивался бытовой, пейзажный, историческо-революционный жанр,
тематический образ (В. Гечас "На колхозном рынке", "Их забыть не судьба",
Б.Яцевичюте "На праздник"). Художники, выбиравшие подобные темы,
всё же искали более эмоциональных средств выражения,
художественной условности, звучания чистых цветов, свободного мазка.
Популярен был портретный жанр (А. Гудайтис "Рута отдыхает",
Й. Шважас "Работник"). Несмотря на натуралистские тендеции,
живописи возвращают её специфический язык: акцентируемый
колорит, мазок, фактура (Л. Сургайлис, М. Цвиркене, В. Каратаюс,
А. Савицкас). Несмотря на традиционные темы: урбанизация, индустриализация,
коллективизация, новое поколение художников в своих произведениях постепенно избавляется
от влияния  литературного искусства. В картинах проявляется выражение пластичных
форм, цветовое эмоциональное напряжение (С. Юсёнис, Й. Шважас, Й. Чяпогис
("Роща"). В творчестве некоторых художников (В. Кисараускас,
В. Актанавичюс...) появляются и абстрактные работы.
Графика достигая высокопрофессионального уровня, также
отличается оригинальностью (С. Красаускас, А. Скирутите...).
В скульптуре  - поиск монументальности и лаконичности форм
(Г. Йокубонис, К. Богданас, Й. Кедайнис, В. Вильджюнас).
В середине 70-х, в конце периода "оттепели", начинает меняться
и направления  художественного творчества. В возрождающемся
оптимистичном мировоззрении всё отчётливее начинают проявляться
индивидуальные переживания художника, интимные темы. Искусство
становится более камерным, но и более разнообразным. Фигурные,
тематические композиции сближаются с бытовыми картинами, пейзажами,
портретами.
В начале 80-х художники А. Швегжда, А. Шальтянис, А. Курас,
К. Дерешкевичюс начинают изображать повседневность такой, какая
она есть,  не романтизируя реальность, как старшее поколение художников.
В творчестве молодого поколения отражается самоанализ, символика,
мистика (М. Скудутис, Ш. Саука, Р. Слижюс). В скульптуре больше
стилизации,  конструктивных форм (М. Навакас,
С. Кузма, Р. Мазурас).