АРC |
||
Деятельность
ARS. Оживление литовского искусства в XX-ом веке обусловили новые экономические, социальные и политические проявления в то время в Литве. 1905-1907 годы революции в России создали благоприятные условия для развития культура как литовцам, так и другим нациям, испытавшим на себе гнёт царской власти. На арене искусства начала сильнее выделяться интеллигенция литовских художников, которые были разбросаны по разным краям. И в 1907 году в Вильнюсе была открыта первая выставка литовского искусства, которая имела в истории значение начала целой эпохи. Организаторами первых выставок, а также их участниками были – П. Римша, М. К. Чюрлёнис и А. Жмуйдзинавичус. В 1907 году создано общество. Оно сформулировало такие цели свое работы: «1. Развивать литовское искусство. 2. Объединять и сближать артистов всех направления искусства. 3. Помогать средствами артистам и художникам, даже тем, которое хотят развиваться в своём специализированном направлении. 4. Развивать любовь к искусству между людьми Литвы. 5. Собирать работы искусства людей со всех регионов» Общество начало выделять пособия художникам и студентам. Популяризировало и печатало произведения искусства – репродукции, открытки, каталоги с иллюстрациями выставок, объявляло о конкурсах искусства, собирало материал для литовских народных альбомов искусства, пропагандировало идею домов Наций и собирало пожертвования для их строения. До 1914 года было собрано восемь выставок. Действие первых выставок и литовских обществ искусства ускорило национальное развитие искусства. Образовалась перспективная группа живописцев, которая стимулировала дальнейшее развитие живописи – это М. К. Чюрлёнис, А. Жмуйдзинавичус, П. Калпокас, Й. Шилейка, Й. Виеножинскис, А. Варнса, Й. Мацкявичус, К. Шклерюс и другие. На первых выставках начала века множество литовских живописцев показали искусство с реалистическим характером. Некоторые художники склонялись к реалистической форме, смешанной также с импрессионизмом и постимпрессионизмом, или находились в течении нового искусства Западной Европы. Были популярны пейзажи, портреты, показывались фигурные и жанровые композиции. Огромное влияние на искусство имел М. К. Чюрлёнис, искусство которого тогдашняя критика не принимала. Главные создатели скульптур – П. Римша и Й. Зикарас. Оба скульптора были участниками выставок: П. Римша экспонировал немалое количество бюстов писателей, также портретных барельефов (С. Даукантаса, М. Валанчюса, Й. Басанавичуса, В. Кудирка), Й. Зикарас на выставках представил около девятнадцати произведений («Спокойствие», «Мыслитель» и другие). Во время войны не один литовский художник уехал из Литвы. Мировая война приостановила возрождение искусства, но не погасило. Как только закончилась война, большинство литовских художников стало возвращаться на родину. Они приезжали в центр культуры – в Вильнюс. Литовцы, добившись независимости, начали превращать в жизнь некоторые инстанции литовской культуры и просвещения. После первой мировой войны литовское искусство вновь начало проявлять активность. В 1920 году была собрана первая послевоенная выставка искусства. В то самое время литовскому обществу культуры было позволено министерством основать студии скульптуры и живописи. В то время в Литве было тяжёлое финансовое положение. Но общество не опускало руки. Оно вновь написало министру просвещения, что «Общество создателей литовского искусства» берётся привести в порядок жизнь и работу искусства в Литве. В то время в литовских художниках просыпались патриотические чувства, готовность поднять культуру своего края. Но вскоре Польша захватила Вильнюс, и работа затихла… Жизнь искусства из Вильнюса, где она имела древние культурные традиции, перебралась в Каунас. Пришлось переезжать в Каунас и всё начинать заново. В 1922 году была основана Каунасская школа искусств. Её усилиями уже в 1923 году открыто новое учебное учреждение, собрана часть школьного персонала, также появилась библиотека. В школе искусств было два отдела – основной и специальный. Студии графики и скульптуры сформировались позже. В школе искусств преподавали известные в те времена художники: А. Галдикас, В. Диджёкас, В. Дубенецкис, Й. Йанулис, П. Калпокас, Й. Мацкявичус, Й. Шилейка, Й. Зикарас, А. Жмуйдзинавичус, А. Ванрас, К. Склерюс и другие. Молодёжь вступала в общества и группы. В 1930 году образовалось независимое общество художников (А. Самуолис, В. Визгирда, Й. Вайтис и другие). Однако, не имея ясно сформулированной программы, оно быстро распалось. В 1932 году несколько юных художников собрали в Каунасе групповую выставку, которая стала важным событием. Групповая экспозиция сама по себе не была чем-то новым в Литве. Однако эта выставка отличается от других. Непростой язык искусства, необычный мотив и интерпретация. Участники выставка должны были объясняться и защищать свои позиции. Так, нетрадиционным путём, восемь художников – А. Гудайтис, Т. Куликаускас, Й. Микенас, А. Самуолис, Й. Степонавичус, В. Визгирда, А. Галдикас, В. К. Йонинас, объединились в «ARS» группу. Это было своеобразное содружество, где каждый художник чувствовал себя свободно. Все усилия художников были сконцентрированы на одном, по их мнению, самом важном вопросе – радикально реформировать искусство Литвы. В творчестве Арсининков (от названия общества «ARS» - примечание переводчика) появлялись новые композиции, и было создано немало картин. Лучшие их произведения – пейзажи, натюрморты или портреты – всегда излучали чувства и мысли. Зная тенденции нового искусства в Западной Европе, молодые литовские художники выбрали только самые выразительные средства и использовали их в своём творчестве. В четвёртом десятилетии в литовском искусстве и дальше процветала живопись. Она доминировала на выставках, в ней была ярко выражена война между тенденцией искусства и идейной тенденцией. Переводила
– Зиневич Дарья 10 «А» класс. (перешла в 11
«А») В то время скульпторов было немного. Некоторые из них развивали фигурную композицию, а позже принялись за монументальную скульптуру. Национальные идеалы в своем творчестве лелеял Пятрас Римша (1881-1961). В реалистичном направлении выражался Йозас Зикарас(1881-1944), его фигурные композиции – памятники, портреты («Марийонис», «Книгоносец», «Горесть»). Винцас Грибас(1890-1941) создал монументальные произведения – памятники Великого Литовского князя Витаутаса и Симона Даукантаса. Черты национального стиля в своих скульптурах изображал Йозас Микенас(1901-1964). Скульптуры «Мать», «Отдых», «Литва» знамениты своей монументальностью, лаконичностью форм и выразительностью В начале четвертого десятилетия сплотившиеся художники основали содружество Независимых художников, которое в 1930году организовало свою первую выставку. Мятежные молодые художники - В.К.Йонинас, Ч.Контримас, Л.Казокас, А.Самуолис, А.Валешка, В.Визгирда, А.Галдикас – хотели избавиться от главных художественных и идейных принципов Каунасской художественной школы, они искали новые пути. Своей деятельностью они расшевелили изрядно задремавшую художественную жизнь Литвы, однако, несмотря на это, существенных изменений не произошло и в творчестве их самих. Важнейшим явлением четвертого десятилетия стала деятельность создавшейся в 1932году «Арс» группы. Хотя она и существовала всего несколько лет, (в 1935г. «Арс» вступил в ряды союза художников Литвы) она оставила яркий след в Литовском искусстве. «Арс» бунтовали против «окаменевших» форм в искусстве, стараясь вырваться из провинциальности, они ориентировались на новинки Европейской культуры. Группа в своем манифесте подняла два важнейших момента: |
||