Хрoнологическое развитие исторических стилей искусства,

 Художественные черты.

 

Наряду с пластической классификацей искуства в истории искусства используется очень важное разделение на стили. Слово стиль происходит из греческого (stylos ,палочка которой пишут) это вместе с тем и индивидуальный подчерк. Сегодня стиль понимается, как своеобразие выражения форм группы произведений искусства. Стиль имеет соответствующие общие, разделительные черты. Стиль может принадлежать одному автору, соответствующей школе, соответствующему региону, периоду, народу. Прежде всего стиль формирует конкретная историческая ситуация, социальные, культурные, религиозные потребности. Отличительным свойством исторического стиля является то, что он  выражается во всех отраслях искусства своего времени,  в архитектуре, живописи, скульптуре, графике. Кроме того охватывает не одну страну, а большие регионы. В 20 веке в искусстве выделяем не стили,а  направления, потому что они могут проявляться и  в одной отрасли искусства.

Стиль - это исторически сложившаяся общность творческих принципов и способов выражения, характерная для искусства целой эпохи. Она характеризует связь общих структур худ.произведения, которая повторяется и в архитектруе, и в живописи, и в прикладном искусстве.

Стиль Барокко 17 в.

Название стиля произошло от итальянского барокко -странный, вычурный, замысловатый. Этот стиль распространился в Европе и в Латинсской Америке в 17в - первой половине 18в. Архитектурные формы величественные, динамичные, свободные. Линии плана зданий и экстерьер более кривые, волнистые. В нарядных интерьерах много декоративных архитектурных форм, скульптур и произведений живописи. В искусстве характерна игра света и теней. Родина архитектуры стиля барокко - Рим. Новый стиль прежде всего утвердился в церковной архитектуре. На архитектуру этой эпохи влияли рост городов, строительство нарядных домов. Королевские дворцы и виллы с величественными ансамблями парков показывали могущество  и богатство аристократии, комфортабельные дворцы вельмож, культовые здания украшались фресками, внутренние стены - дорогими тканями, в парках сооружаются нарядные фонтаны.

Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники люблили тёплые тона и нежные переходы  цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света  и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению. Неотъемлемая часть архитектуры Барокко - скульптуры. Они украшали фасады зданий и внутренние помещения. Скульптуры Барокко декоративно, эмоцианально дополняли архитектуру зданий и ансамблей. Парки украсились группами скульптур на античные сюжеты, на площадях устанавливались памятники правителям, они оживляли фонтаны и лестницы.

Роккоко-это разновидность барроко во Франции во время кризиса абсолютизма, распространился во многих странах Европы. Был связан с культурой королевского дворца и аристократии. Этому стилю характерны нарядная декоративность , обилие орнаментов, ассимитричность и сложность изогнутых линий. Декоративность Роккоко ярко выражена в интерьерах и и экстерьерах зданий. Для произведения искусства характерны камерность, интимность, пастельные тона. Преобладают в живописи композиции на мифологические сюжеты, сцены карнавалов и спектаклей, портреты небольших размеров. В скульптуре - маленькие скульптуры или их группы в замысловатых позах, бюсты.

Классицизм  (конец17в.-1 половина 19в.)

Это стиль в искусстве Европы и Северной Америки. Классицизм  сформировался в 17в. Во Франции, в 18в. -1 половине 19в. распространился в др.странах. В его основе-античное искусство. Основной принцип Классицизма - возвышенная красота и спокойное величие. Искусство должно было учить, прославлять нравственность,  порицать пороки. В тот период в городах создавалась правильная сеть улиц, широкие открытые площади, большие ансамбли общественных зданий, дворцов с регулярно спланированными садами и парками. Для этого стиля характерны правильные линии и плоскости, симметричные планы. Центральная часть фасадов напоминала греческое святилище. Формы зданий простые, строгие, отказ от украшений, которых так много было в стиле Барокко. Сторнники Классицизма утверждали, что красота здания зависит не от украшений, а от гармонии здания. Больше всего строилось зданий центрального плана или прямоугольные: дворцы, триумфальные арки, виллы, театры, школы. 

Скульптура Классицизма по существу создавалась по античному образцу. Гладкая поверхность из полированного мрамора, чётко очерчены силуэты придают статуе холодность. Жесты сдержанны, идеализированные черты лица. Как античные колонны грациозны скульптуры. Темы почти всегда берутся из античной мифологии. Даже современников  представляли в  роли античных героев. Живописи было трудно найти подлинные античные примеры, поэтому живописцы брали примером античную скульптуру. Они "лепили" формы тел, взяв на помощь светотень. Цвета приглушённые, не стремились передавать переход цвета и оттенков. Обычно в картинах изображались сцены античных времён. Подбираются поучительные сюжеты, поступки героев, изображаются достойные примеры.