|
Мемориальная архитектура Самая
известная группа мемориальной
архитектуры -
кресты. Обычно элементы конструкции
крестов( мачта и крестовина) декорируются
ажурной резьбой. Орнаментами вырезанными
на доске и орнаментом из ажурной резьбы
украшается скрещение мачты и крестовины.
Некоторые кресты совсем не имеют
декоративных элементов, только его мачта
незначительно профилируется, но есть
много крестов, которые имеют столько
декора, что затмевается сам знак креста. К
основным конструкциям некоторых крестов
прикрепляются декоративные часовенки-алтарики,
а с боков иконографические символы. В
часовенки выставлялись статуэтки святых
или прикреплялось распятие. Часто в одном
объекте используется несколько
упомянутых здесь способов компоновки.
Крест - основной иконографический символ
Христианства и основной элемент
традиционной композиции, в
созданных Свирскисом памятниках
уступает место мастерски на самом дереве
вырезанным барельефам, изображающим
сцены из жизни Христа и святых. В
скульптурах и барельефах изображаются в
народе популярные святые:Св.Ионас, Св.Изидорюс,
Св.Флорианас и др. Очень
умеренно украшаются декоративными
элементами часовенки и наоборот, обильно-(stogostulpiai)
и придорожные распятия. В часовенках
обычно декорировался проём. Скульптуры
были значительным атрибутом такого
памятника, часто обозначали идейное
содержание памятника. Наприме, для
крестьянина были святы и неприкосновенны
только находящиеся в часовенках
скульптуры; при возникновении опасности,
что памятник будет уничтожен, он спасал
не всю часовенку, но приносил домой
только скульптурки. Скульптуры
в часовенках распологались так, что
напоминали живые существа, глядящие
в окно на проходящую в крестьянской
усадьбе жизнь. Часовенка - это дом
множественных скульптур. Важное место
занимают скульптуры также и в
придорожных распятиях stogostulpiuose,
но здесь их эмоцианальное влияние
заглушают множество декоративных
элементов. Между тем, скульптуры часто
кажутся словно неподвижными декорациями,
а не основными элементами памятника. Деревянные
часовенки крестьяне ставили на землю или
возле деревьев, реже возле стен.
Часовенки, стоящие на земле, были круглые,
четырёхугольные, крестообразные с
колонками. Были и различные формы крыш
- куносовидные, четырёхугольные,
крестовые. Они отличались и своей
открытостью: открытые с одной или с
нескольких сторон и совсем открытые.
Несколько в другом направлении
развивалисьь подвешанные на деревьях
часовенки. Их формы более разнообразны,
чем у стоящих на земле: обнаруживаются
обыкновенные ящики с двускатной крышей и
очень нарядные работы подражающие стилям
барокко и неоготики. Неотъемлемым
элементом часовенок придорожных
распятий и stogostulpiu
были увенчавшие памятник железные
верхушки. При подборе соответствующего
масштаба и пропорций частей, при
стилизации и подходящем подборе мативов ,
орнаменты, деревянные и железные части
памятника составляли одно неделимое
целое. Перечисленные
мемориальные строения в старину были
неотделимой частью пейзажа Литвы. От
этого бесценного народного богатства
архитектуры сейчас остались жалкие
остатки. Число памятников уменьшилось по
объективным причинам. Дерево -
непрочный материал, быстро гнеёт, а
особенно в тех местах, где соприкасается
с землёй. Через некоторое время строения
приходилось ремонтировать, срезать
подгнившую нижнюю часть и т.п., а
вместо старых устанавливались новые строения.
Другая важная причина - политика и
идеология советского периода. Много
памятников было уничтожено сознательно.
С ценными сохранёнными работами ещё
можно познакомиться в этнографических
музеях Литвы. |