Вильнюская школа искусств.

1793 г. В Литовской Велико Княжеской Высшей Школе (1579-1781г. называлась Вильнюской академией) основана архитектурная кафедра, которой заведовал профессор Лауринас

Стуока-Гуцявичус.

1797 г. Открыта кафедра живописи и рисования. Долгое время там преподавал Пранцишкус Смуглявичус, после его дело продолжал профессор Йонас Рустямас.

 1803 г. Высшая Школа переустроена в Вильнюсский университет. Основана литературоведческий факультет и факультет свободных искусств. Начато преподавание истории искусств. Открыта кафедра скульптуры.

1832 г.  Работа кафедры прекратилась по приказу царя России, закрывавшего Вильнюсский университет. Искусство преподавалось в Каунасе в студии Русецкого, В школе рисования Ивана Трутнева и других студиях. Преподаватели университета продолжали деятельность в России и Западной Европе.

1919 г. В Вильнюсе снова открыт университет названный именем Стефана Батория. В нем обучались живописи скульптуре и графике.

1922 г. После становления независимости в Литве произошли важные перемены в искусстве: в Каунасе основана школа искусств, в которой были основаны студии живописи (1923), графики (1926), скульптуры (1926), декоративной живописи (1929), керамики (1931), индустриального искусства (1938).

1940 г.  Независимым сеймом Литовской Республики было принято решение реорганизовать  Каунасскую школу искусств в Каунасскую школу прикладных искусств и факультет искусства Вильнюсского университета имени Стефана Батория в Вильнюсскую школу искусств.

1941 г. По приказу советских властей Каунасская школа прикладных искусств стала называться Каунасским институтом прикладного и декоративного искусства, а Вильнюсская школа искусств – Вильнюсская академия искусств (с1944 г. Вильнюсский государственный институт искусства).

1943 г. Во время нацисткой оккупации обе эти школы были закрыты. Вновь открылись в 1944 г.

1951 г. По приказу советских властей оба института были объединены в один – Литовский TSR государственный институт искусства и переведены к советскому плану и программе. В институте были следующие кафедры: Живопись (с студиями преднозначеных для мольбертов, фресок и мозаик, витражей и декораций для театра), Графика, Скульптура, Архитектурная композиция и проектирование, Керамика и Текстиль ( две последние до этого существовали только в Каунасе). 

1973 г. В Вильнюсе созданы два различных факультета: факультет прикладного искусства и факультет изобразительного искусства.

1979 г. Открыто вечернее отделение, которое в 1983 году переформировано в факультет промышленного искусства.

1990 г. Школа вернула свое старое название Вильнюсской академии искусств.

1991 г. Основан Каунасский институт искусств.

1992 г. В Вильнюсе создана галерея “Академия”.

1995 г. Вильнюсская школа искусств перешла к трехступенчатому образованию. Первая степень (основная) – бакалавр, вторая – магистратура, третья – докторская.

Вильнюсская школа искусств начала арендовать студию La Cite Internationale des Arts в Париже, которую студенты и преподаватели могли посещать и где могли выставлять свои произведения искусств.

2000 г. В Вильнюсской школе искусств начал работу отдел ЮНЕСКО и кафедра политической культуры.

2002 г. В Вильнюсской школе искусств основана аспирантура Искусств.

 

 

 

 

Русские художники Литвы
(конец 19 - начало 20в.)

 

Большинство русских художников, живших и творивших в Вильнюсе в 19 начале 20 века, были педагогами - ввиду репрессивной политики властей после восстания, учителями, служащими могли быть только выходцы из России. Так из России прибыл дипломант Петербургской художественной академии Иван Трутнев, основавший в 1866 г. в Вильнюсе школу рисования, основное художественное учебное заведение Литвы второй половины 19 начала 20 в. Атмосфера в школе отличалась демократичностью: здесь училась молодежь различных национальностей, сословий, вероисповеданий. Воспитанники этой школы художники Жак Лифшиц, Хайм Сутин, Лазарь Сегалл и другие в первой половине 20 века стали известными Парижскими художниками.

И. Трутнев сам будучи последовательным сторонником академизма в живописи и ученикам прививал те же принципы, на которых основывалось и творчество передвижников. Педагоги младшего поколения, выпускники Петербургской художественной академии Иван Рыбаков, Сергей Южанин, Николай Сергеев-Коробов, которых особенно любили ученики, пропагандировали новые принципы пришедшие из современной французской живописи -работу на пленэрах импрессионизм японизм. Иван Рыбаков например в окрестностях Вильнюса писал пейзажи поместья (пастель “Поместье в Мицкунай, в котором жил Юлиуш Словацкий”, 1909; “На веранде”, 1910). Николай Сергеев-Коробов создавал лирические портреты (“Портрет художницы Е. Пшиялговской”,1911), выполненные в традициях импрессионизма виды города (“Собор Св. Якова и Филиппа в Вильнюсе”, 1918).

В начале 20 века по инициативе русских художников в Вильнюсе было создано несколько художественных организаций, активно проявивших себя в культурной жизни города. В 1901 г. был организован Вильнюсский художественный кружок, в 1908-1915 действовало Вильнюсское художественное общество ежегодно устраивавшее выставки. В них участвовали художники Вильнюса, Варшавы, Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. Руководителем Вильнюсского художественного общества был Иван Рыбаков, поддерживавший тесные связи с Литовским художественным обществом. Он энергично организовывал не только выставки, но и - “субботние” вечера, пленеры. Благодаря ему Вильнюс познакомился с новыми в то время течениями в искусстве: в 1909 -1910 он организовал выставку Петербургского авангарда “Треугольник- импрессионисты”, на которой свои работы демонстрировали Николай Кулбин, будущие футуристы братья Давид и Николай Бурлюки и другие; в 1914-1915 организовал выставку живописи работавших в Германии экспрессионистов Марианны Веревкиной и Алексея Явленского.

Русские живописцы Вильнюса начала 20 века являлись неотъемлемой частью многонационального сообщества художников, активно и успешно проявляли себя в поликультурной среде их родного города и европеских столиц. Остается только сожалеть, что имена многих из них оказались незаслуженно забытыми.

 

Константин Горский (Гурский)

GurskyЖивописец, иллюстратор. Учился в Вильнюсской школе рисования, затем - в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. В 1887 году поступил в Академию искусств в Петербурге (студия проф. Б. Вильявайлда). Фигурировал в списках студентов академии до 1893 года. Уехав в 1891 году за границу, продолжил обучение в Германии, Франции и Италии. В 1895 поселился в Варшаве. В 1900 году стал членом Совета Варшавского художественного общества. Во время Первой мировой войны жил в Москве, где активно участвовал в культурной жизни польской диаспоры. В Варшаву вернулся в 1919. Преподавал, был одним из организаторов, а в дальнейшем и вицепрезидентом Варшавского художественного общества.
С 1897 года становится постоянным участником художественных выставок. Картины К. Горского выставлялись в Познани, Варшаве, в 1900 году на международной выставке в Париже, в 1914 в Вильнюсе. Многие из его работ были награждены медалями. Сам же Горский был награжден орденом Почетного Легиона (Франция) и крестом “За заслуги” (Австрия) за меценатскую деятельность по устроению выставок за границей. В 1922, 1930, 1933 организовал персональные выставки. В 1937 состоялась посмертная выставка работ Константина Горского.
Известный иллюстратор. Работал в журналах “Tygodnik iliustrowany”, “Wedrowiec”, “Biesiada Literacka” и “Tygodnik Polski” - иллюстрировал, публикуемые в этих изданиях произведения литовских и польских поэтов и писателей - А. Мицкевича, Я. Словацкого, В. Серошевского, Г. Сенкевича. Иллюстрировал также, издаваемые Гебетнером и Вольфом, книги для детей и молодежи. Был хорошим карикатуристом.
Как живописец, работал в основном в жанре портрета. Писал портреты политиков, ученых, аристократов. При написании портрета применял психологический анализВ репрезентативных портретах часто ограничивался внешним сходством с моделью. В картинах на исторические темы и пейзажах - Гурский реалист.

Иван Панов (1844 -1885)

 

Один из лучших рисовальщиков иллюстраций, родился в 1844 году. Учился сперва в уездном училище и в мастерской иконописца, после чего посещал в Санкт-Петербурге рисовальную школу для приходящих ведомства Министерства финансов (школа общества поощрения художеств) и, наконец, классы Императорской Академии Художеств (1862-1872), от которой получил малую поощрительную медаль, и в 1873 году звание неклассного художника. Им сочинено большое количество иллюстраций для разных книг и журналов, рисунков для обеденных меню, дипломов и адресов, проектов театральных костюмов и пр. Особенно хороши его рисунки и виньетки, украшающие собой сборник стихотворений, изданный П.Полевым, под заглавием “Родные отголоски”. Некоторое время был преподавателем рисования в вышеупомянотой школе Общества поощрения художеств и занимался гравированием a l'eau forte. Умер в Санкт-Петербурге в 1885 году.

Иван Трутнев (1827 Лихвин (Калужская губ.) - 1912 Вильнюс.)

Живописец. В 1845 поступил в художественную школу графа Строганова в Москве, закончив которую в 1849, получил аттестат учителя рисования. В 1851-1858 продолжил обучение в Петербургской художественной академии (в студии батального жанра у проф. Б. Вильявайлда). В 1852-1854 на выставках студенческих работ картины И. Трутнева "Раненый русский солдат и французы у костра", "Игра в карты", Игра в жмурки" (последнюю приобрел Николай I) были награждены серебряными и золотыми медалями, а работа "Крестьянин благословляет сына, уходящего на войну" в 1855 - удостоена золотой медали "за экспрессию". Художник отдавал предпочтение не принципам построения историко-батального жанра, а созданию камерной бытовой сцены. В 1858, заканчивая курс Художественной академии, И. Трутнев написал "Процессию освящения воды в деревне". Эта его работа была награждена большой золотой медалью, предоставляющей право в течение шести лет на средства академии совершенствоваться в области искусства за границей.
1860-1865 И. Трутнев провел в путешествиях по Европе. В 1866 работал учителем рисования и каллиграфии в Витебской мужской гимназии. В том же году получил приглашение И. Корнилова организовать в Вильнюсе школу рисования, которой Иван Петрович Трутнев и руководил несколько десятков лет. Был постоянным участником выставок, организуемых художниками-передвижниками и Петербургской художественной академией. В 1868 за работы "Народная школа" и "Бельгийский трактир" совет Петербургской художественной академии присвоил И. Трутневу звание академика.
В Вильнюсе писал жанровые картины ("Придворный аукцион", "У постели больного"), пейзажи ("Осенний лес"), официальные академические портреты царских чиновников, высших православных сановников ("Портрет Н. Сергиевского, "Портрет Семашки"), весьма экспрессивные портреты близких ему людей. Отдельная область творчества И. Трутнева - писание икон и расписывание иконостасов для церквей городов западных губерний (Вильнюсского Пречистенского собора, соборов Чернигова, Хелма, Люблина и др.). Значительно и наследие в области графики ("Извозчик", "Богомольцы Калварии"); вместе с В. Грязновым делал рисунки для альбома хромолитографий "Памятники русской старины северо-западного края" (издан в 1874 в Берлине; за этот труд оба были награждены орденами св. Владимира IV степени). "За доблестную службу" Иван Трутнев был награжден еще несколькими орденами, в 1881 - удостоен титула Коллежского советника, в 1884 - Статского советника, в 1908 - Действительного Статского советника.
Кроме творческой и педагогической деятельности активно участвовал в общественной жизни. Был одним из организаторов и членов правления Виленского художественного кружка, основанного в 1901 году, устраивал выставки работ своих учеников, был членом просветительских, благотворительных (Доброхотная копейка), научных (Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III) обществ.
В последние годы жизни из-за слабого здоровья и плохого зрения не писал. Иван Петрович Трутнев умер 5 февраля 1912 года, на 85 году жизни. В 1915 Вильнюсская школа рисования была переименована в "Школу рисования имени И. Корнилова и И. Трутнева".

Мстислав Добужинский (1875 Новгород 1957 Нью-Йорк)

Сценограф, график, живоприсец. В 1895 закончил вторую Вильнюсскую мужскую гимназию и поступил на юридический факультет Петроградского университета. Посещал частную студию художника Л. Дмитриева-Кавказского. В 1899-1901 изучал искусство в Мюнхене у А. Ажбе и Ш. Холош, много путешествовал по Западной Европе. Продолжил обучение в Петербуржской художественной академи у профессора В. Мате. С 1903 года участвовал в выставках группы художников "Мир искусства". С 1907 года сценограф театра Н. Евреинова и В. Комиссаржевской, с 1909 - Московского художественного театра, с 1914 - балетной труппы С. Дягилева. В 1918 году начал преподавать в школе технического рисования А. Штиглица и в Петербуржской художественой академии (с 1922 года - профессор). В 1925 и 1929 - 1939 жил в Литве. В 1929 - 1930 руководил студией графики и декоративной живописи Каунасской художественной школы, организовал частную художественную студию (1930 - 1933), работал сценографом государственного театра, с 1939 года жил в Англии, США, Франции, Италии. Персональные выставки работ Добужинского проходили в Москве, Петербурге, Париже, Коппенгагене, Дрездене, Амстердаме, Гааге, Брюсселе, Лондоне, Бостоне. Посмертные выставки творчества художника были организованы в Вильнюсе в 1963 и 1975 годах (последняя была посвящена столетию со дня рождения художника).
В театрах России работал с известными режиссерами Н. Евреиновым, Ф. Комиссаржевским, В. Мейерхольдом, К. Станиславским и др. В 1925 - 1929 годах работал в театрах Парижа, Брюсселя, Амстердама, Дюссельдорфа. В Литве оформил 38 спектаклей. Создал много выразительных живописных архитектурных пейзажей декоративного характера, прежде всего "Виды Вильнюса" (1903-1914), а также виды Каунаса, Мариямполе, Укмерге и других городов Литвы.
Во время пребывания в Литве создал немало экспрессивных графических работ. Это главным образом выразительные архитектурные пейзажи в своеобразном стиле, на которых запечатлены виды различных городов Литвы, памятники архитектуры и народного искусства. Лучшие образцы книжной графики он создал, живя в России, где иллюстрировал произведения мировой и русской классики - Г. К. Андерсена, Ф, Достоевского, А. Пушкина, М. Лермонтова. В Литве иллюстрировал "Песнь о Гедимине" Б. Сруоги (1938).
В 1939 выехал в Лондон готовить выставку своих работ. Там его застала вторая мировая война, некоторое время художник жил во Франции, затем в США, умер в Нью-Йорке 20 ноября 1957 года. Его останки захоронены на Парижском кладбище.

Василий Садовников (1800 -1879)

Живописец - акварелист и рисовальщик, ученик М.Н. Воробьева в Императорской Академии Художеств. По поручению императоров Николая I и Александра II исполнил множество видов Зимнего дворца, с происходившими перед ним парадами и смотрами, зал этого дворца, а также загородных дворцов с их парками. Много работал для “Памятной книжки”, издаваемой Главным Штабом; рисовал на камне для издателей литографий. Из его литографических произведений особенно любопытна серия из 30 листов, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничкова моста (1835).

Марк Антокольский (1843 Вильнюс - 1902 Гамбург)

Скульптор, родился 2 ноября 1843 года в Вильно. Еще мальчиком самоучкой рисовал на столах и на стенах. Его отдавали в ученье к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. В 1862 году ему удалось поступить вольноприходящим в Академию Художеств, к профессору Н. С. Пименову, после смерти которого Антокольский перешел под руководство профессора Реймерса. К этому же времени относится сближение Антокольского с Репиным, оказавшим большое влияние на него. В 1864 году Антокольский вырезал из дерева "Еврея портного", за что получил 2-ю серебряную медаль, в 1865 году - из слоновой кости "Скупого" (1 серебряная медаль и стипендия) и "Мальчика, крадущего яблоки"; в 1868 году из воска и дерева сделал эскиз "Спор о Талмуде" и, наконец, в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд - голову, под названием "Натан-Мудрый". Эта работа, выставленная Антокольским на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и Антокольский уехал в 1868 году в Берлин, где оставался недолго. По возвращении продолжал работать над "Инквизицией", которая и была выставлена в академии в 1871 году. Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени, что Антокольский более никому ее не показывал. В 1870 году исполнил"Иоанна Грозного" (один экземпляр в музее Александра III, другой - в Третьяковской галерее). Это произведение вызвало бурю восторгов современников; статьи Тургенева и Стасова в "С.-Петербургских Ведомостях" сделали имя Антокольского популярным в России. Статуя была приобретена императором Александром II, и художник получил за нее звание академика (гипсовая копия с "Ивана Грозного" приоретена Кенсингтонским музеем в Лондоне). Будучи уже давно болен, Антокольский в 1872 году был вынужден, для поправления здоровья, поехать сперва в Неаполь, а потом в Рим и Париж. В Риме он исполнил статую "Петра Великого" (1872; находится в Петергофском саду, перед "Монплезиром"), конную фигуру Иоанна III (1872) и "Иисуса перед народом" (1874; находится в музее Александра III). В 1875 году составил проект не приведенного в исполнение памятника Пушкину. В 1878 году Антокольский выставил на Парижской Всемирной выставке значительную часть исполненных им произведений и получил за них высшую награду.В 1880 году в С.-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений Антокольского, и он получил звание профессора. В том же году он переехал в Париж, где прожил почти безвыездно до конца своей жизни. Здесь он исполнил "Спинозу" (1881; находится в музее Академии Художеств), "Мефистофеля" (1884), "Ярослава Мудрого" (1889), "Нестора Летописца" (1889) и "Ермака Тимофеевича (1891; все четыре находятся в музее Александра III). Из этих статуй особенной известностью пользовался в свое время "Мефистофель", которому была посвящена горячая статья К. Д. Кавелина в "Вестнике Европы". Вследствие все усиливающейся болезни Антокольский был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом, работал в Париже. Умер в Гамбурге в 1902 году.
Кроме вышеупомянутых работ Антокольского, из произведений его наиболее известны: "Умирающий Сократ" (1875), "Голова Иоанна Крестителя" (1877; оба в музее Александра III), "Голова Христа" и "Христианская мученица" (оба в Третьяковской галерее).

Ольга Дубенецкене-Калпокене (1891 Петербург - 1967 Каунас 1912 Вильнюс.)

Сценограф, живописец, балерина. Родилась 30 мая 1891 года в Петербурге. С 1906 года училась в частных студиях Л.Дмитриева-Кавказского и Б.Анисфельда, посещала студию батальной живописи Ф.Рубо в Петербургской художественной Академии. Одновременно изучала хореографию у балетмейстеров А. и И.Чекригиных и О.Преображенской, танцевала в тетрах Н.Евреинова и В.Мейерхольда, играла в Петербургском доме интермедии, пробовала силы в живописи и сценографии.В 1919 году с мужем архитектором и художником В.Дубенецким приехала в Литву. В 1919-1922 гг. совершенствовалась в хореографии в Берлине. В 1921 организовала первую литовскую балетную студию, которой руководила в течении пяти лет. Активно участвовала в деятельности театра "Вилколакис", ставила танцы для опер государственного театра, создала костюмы для нескольких спектаклей, декорированных В.Дубенецким и П.Калпокасом. Писала картины (портреты К.Петраускаса. П.Калпокаса (2) и др.).
Начиная с 1923, участвовала в художественных выставках, демонстрируя живописные пейзажи и портреты, шаржи. В 1930 году в Каунасе организовала свою персональную выставку. Живописных работ О.Дубенецкене-Калпокене создала немного. Чаще всего она писала портреты хорошо ей знакомых людей: певца К.Петраускаса (1025), поэта Бутку Юзе, драматическую актрису П.Пинкаускайте (оба 1926), солиста оперы А.Куткуса (1928), балерину М.Юозапайтите (1933) и др. Лучшие портреты художницы декоративны, отличаются четким художественным почерком, занимательно характеризуют изображаемого и его окружение. Следует выделить два портрета П.Калпокаса (1923 и 1926): они экспрессивны, отличаются сочными цветами и монументальными формами.
В 20-х годах Дубенецкене-Калпокене больше занималась живописью, в 30-х - сценографией. В живописи художницы заметны как профессиональные, так и стилистические неровности. Однако в лучших работах, особенно в портретах П.Калпокаса, она проявила себя как сильный художник. В своих картинах она применяла экспрессивный и конструктивный рисунок, расширяла понятие реализма своего времени элементами условных форм, декоративной трактовкой образа.
Умерла 8 сентября 1967 года в Каунасе.

 

Сергей Южанин

Живописец. Окончил Строгановское училище в Москве. Преподавал рисование, черчение и каллиграфию в педагогическом институте. После смерти Ивана Петровича Трутнева в 1912 году возглавил Вильнюсскую школу рисования. За время своего директорства Сергей Южанин обновил техническую базу школы, перед Первой мировой войной организовал выставку работ учеников Вильнюсской школы рисования в Петербурге, при нем школа получила новый статус - статус художественной академии, планировал провести реформу школы, добивался увеличения субсидий. Планам С. Южанина не суждено было осуществиться. Помешала война. Позже он эвакуировался вместе с Вильнюсской школой рисования в Самару.

Николай Сергеев-Коробов (1881 - около 1922 Велиж)

Живописец. 1903-1911 учился в Петербургской академии искусств. За картину "Лето" получил звание художника. В 1912 году был приглашен на должность помощника директора и преподавателя в Вильнюсскую школу рисования. Благодаря ему школа стала пользоваться большой популярностью. Занятия, проводимые Н. Сергеевым-Коробовым, посещали не только ученики школы, но и художники, обучавшиеся в художественных академиях Мюнхена, Варшавы (В. Пелиска, Й. Дружиловска, Р. Банцар, Квятковскис, Матейка, Р. Якимавичюс).
После закрытия Вильнюсской школы рисования Н. Сергеев-Коробов уехал в Петербург, где был приглашен писать портрет наследника престола царевича Алексея. Преподавал в школе рисования в Велиже.
Для раннего периода творчества художника характерна акдемическая школа письма, более поздние работы тяготеют к импрессионизму. Писал пейзажи, портреты.

Иван Рыбаков (1870 дер. Прутково (Калужская губерния) - после 1926 или 1936 в Росии.)

Живописец. 1895-1898 - изучал живопись и скульптуру в Петербургской академии искусств, попутно посещая педагогические курсы при Академии. С 1899 года преподавал рисунок и историю искусств в Вильнюсской школе рисования. В 1912 году после смерти директора школы И. Трутнева некоторое время руководил ею. Не получивподтверждения директорских полномочий, в том же году организовал в Вильнюсе частную художественную школу, действовавшую до 1915 года. Эту школу посещали многие бывшие ученики И. Рыбакова из Вильнюсской школы рисования. В годы Первой мировой войны эвакуировался в Тулу.
Активно участвовал в общественной жизни: был одним из учредителей и членов Вильнюсского художественного кружка, организованного в 1901 году. В 1908 - один из инициаторов создания Вильнюсского художественного общества, фактически его руководитель. Благодаря И. Рыбакову Вильнюсское художественное общество до Первой мировой войны ежегодно устраивало весенние художественные выставки.

Марианна Веревкина (1860 Тула (Россия) - 1938 Аскона (Швейцария))

В 1872-1876 училась в вильнюсской женской гимназии, затем в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. С 1885 жила в Петербурге и брала частные уроки у Ильи Репина.
Сблизившись с передвижниками экспонировала на их выставках реалистические портреты. Известные работы этого периода - "Еврей" (1886), "Литвин", "Знаменосец Измайловского полка" (оба 1892).
В 1896 уехала в Мюнхен. Здесь в 1909 организовала новое объединение художников - первую группу авангардистов, в которую кроме нее вошли Василий Кандинский, Алексей Явленский, Габриель Мюнтер, австриец Альфред Кубин и другие. Позже группа распалась, и одна ее часть объединилась с "Синим всадником", к которому принадлежали немецкие экспрессионисты Альберт Маке, Франк Марк, Пауль Клее. Первая мировая война вынудила Мариану Веревкину перебраться в Швейцарию. Поселилась она в Асконе. Вскоре с местными художниками организовала группу "Большая медведица".
Участвовала в многочисленных выставках: 1908 - галерея "Secession" в Берлине, 1909 и 1910 - первая и вторая выставки Нового объединения художников в Мюнхене, 1911 - в галерее "Cassirer" в Берлине, 1912 - в организованной "Синим всадником" выставке в галерее "Sturm" в Берлине, 1913 - осенний салон в Берлине, 1916 - в галерее "Corray" в Цюрихе, 1919 - в художественном салоне "Wolfsberg" в Цюрихе, 1920 - биенале в Венеции, 1925 - выставка "Большой медведицы" в галерее Нерендорфа в Берлине, 1938 - в Цюрихском Кунстхаузе и Бернской Кунстхале - персональные выставки.
Участвовала в весенней выставке Вильнюсского художественного общества (VDD) в 1914 году, прислав из Мюнхена 10 безымянных работ темперой, в 1914-1915 организовала выставку в Вильнюсе вместе с Б. Цукерманом и А. Явленским.
Картины Марианны Веревкиной хранятся в музее модернизма в Асконе, в музеях Германии и Швейцарии, в частных коллекциях.

Давид Бурлюк (1882 Семиротовщина, Харьковская губ. (Украина) - 1967 Нью-Йорк, США)

1898-1899 учился в Казанской, 1899-1901 - Одесской художественной школах, 1911-1914 - в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Один из превых российских футуристов, участник выставок “Бубновый валет” и “Кубофутуризм”. Вместе с Пабло Пикассо, Василием Кандинским, Марианной Веревкиной принадлежал к обществу художников “Синий всадник”, был постоянным участником выставок в галерее “Штурм” в Берлине. Первая персональная выставка работ Давида Бурлюка состоялась в 1917 году в Самаре.
С 1920 года жил в Японии, с 1922 - в США. Открыл художественную галерею, пробовал свои силы в области литературы, работал в журнале “Color and Rhyme”. Устраивал выставки своих работ во многих городах Европы и Америки.
В 1909 году участвовал в выставке “Импрессионисты - треугольник”, организованной Вильнюсским художественным обществом. Экспонировал пейзажи “Утро”, “Аллея”, “Цветущая акация”, “Весна”.