А К Ц И Я

Акция (или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт-практик), ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-), в которых акцент переносится с результата арт-деятельности на ее процесс. Первые А. проводились дадаистами (см.: Дада) и сюрреалистами (см.: Сюрреализм) еще в 1910-1925 гг. и носили, как правило, демонстративно эпатажный и деконст-руктивный характер. Следующим этапом сознательного перенесения внимания художника (а в какой-то мере и зрителя) с произведения на процесс его создания стала живопись действия (Action painting), крупнейшим представителем которой был Джексон Поллок. Спонтанный процесс разливания или разбрызгивания красок по холсту, которым управляли исключительно глубинные подсознательные импульсы художника (см.: Автоматизм), выходил здесь на первый план. Сама возникшая картина рассматривалась лишь как документ, подтверждающий факт совершения А., как уникальная психограмма творчества. Развитием этих А. стали знаменитые «Антропометрические» перформансы Ива Клайна, проходившие в Галерее современного искусства в Париже в 1960 г. В А. «Антропометрия синей эпохи» три обнаженные модели обмазывались с помощью Клайна синей краской и прижимались своими телами к развешанным по стенам чистым холстам. В процессе перформанса струнный оркестр исполнял «Монотонную симфонию», cостоявшую из одного непрерывного тона, длившегося 20 мин. Художник был в черном смокинге, приглашенные зрители — в вечерних туалетах. Сразу же после А. прошла сорокаминутная дискуссия о значении мифа и ритуала в искусстве между Клайном и ташистом (см.: Ташизм) Жоржем Mathieu. Документальные отпечатки на холсте, полученные в результате «Антропометрических» А. Клайна, составили его знаменитую серию ANT, отдельные полотна которой экспонируются сегодня во многих музеях мира.




В 50 — 60-е гт искусство А. выходит на новый уровень, превращаясь-в некое театрализованное действо, совершавшееся как в специальных помещениях, так и на природе или на городских улицах и площадях, и включавшее в свой состав элементы многих видов искусства и арт-практик (как статических, так и процессуальных). Таким способом ПОСТ-культура реагировала на ставшую уже к середине столетия достаточно традиционной теоретическую и практическую тенденцию многих искусств к некоему синтетическому объединению, к выходу искусства из музейных и выставочных залов в окружающую среду (сре-довой подход к искусству), к более активному включению реципиентов в процесс творчества. Наконец, это была своеобразная реакция арт-практики на достижения научно-технического прогресса показывавшая, с одной стороны, стремление художественного мышления не отстать от него, а с другой, — выявлявшая полную растерянность эстетического сознания перед огромным и непонятным монстром, приведшим за пол-столетия практически к уничтожению всех традиционных видов искусства и способов художественного выражения. С середины столетия регулярно появляются художественные манифесты и декларации (в частности, «Белый манифест» Л.Фо-нтана, призывы композитора Д.Кейджа и т.п.), в которых обосновывается или декларируется необходимость в соответствие с новыми жизненными условиями создавать четырехмерное искусство, развивающееся в пространстве и времени, концентрирующее внимание на конкретной жизнедеятельности, использующее все новейшие достижения техники и технологии, чтобы идти в ногу со временем. В отличие от традиционного театрального или музыкального искусства А. ( = Перформансы) носят, как правило, иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены непосредственно к внесознательным уровням психики реципиента. Большое значение в А. играют жест, мимика, паузы между действиями и жестами. Существенное влияние на становление А. оказало увлеченность их создателей восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, восточными философско-религиозными учениями, доктринами, практиками медитации и т. п.

Среди А. этого типа можно выделить хэппенинги и перформансы. Первые совершаются, как правило, в местах обычного пребывания публики (на улицах, площадях, набережных, в парках, скверах), носят более или менее импровизационный характер, и их организаторы стремятся вовлечь в действо оказывавшихся на месте проведения зрителей. Наибольшее распространение получили в Америке. В Европе более популярными стали перформансы — А., совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Здесь существует большая дистанция между исполнителями и зрителями, чем в хэппенинге. Особая форма А. была разработана движением «Флуксус» (Fluxus— существует с начала 60-х гг.), в котором А. назывались «концертами» и для них писались специальные «партитуры». Представители этого движения выдвигали в качестве программных принципов стирание личностного начала в их А. (авторская корпоративность) ; гибридность А., включающих в свой состав=процесс элементы различных видов искусства; принципиальную несерьезность, игривость, преходящий характер А. Напротив, другие создатели (они же и исполнители) А. (например, Й.Бойс, И. Захаров-Росс и др.) воспринимали их крайне серьезно и почти сакрально — как некие современные магические или шаманские действа. Принципиальная абсурдность (см.: Абсурд), недоступность рассудочного прочтения этих А. способствуют созданию вокруг них орео-ла некой первозданной, наивной (изначальной, доцивилизационной, то есть «чистой») сакральности.




Лит.: Nitsch H. Orgien Mysterien Theater. Darmstadt, 1969; The Art of Performance: A Critical Antology. N.Y., 1984; From Action Painting to Actionism: Vienna, 1960-1965. Kassel, 1988; In the Spirit of Fluxus. Minneapolis, 1993; Gray J. Action Art: A Bibliography of Artists' Performance from Futurism to Fluxus and Beyond. Westport/ Conn., 1993; Thorn P. For an Audience: A Philosophy of the Performing Arts. Philadelphia, 1994. Л.Б., В.Б.





Название: Толкаем Дом!!
Автор: polupoker ()
Дата, время: , Место: Краткий сценарий: Место проведения акции:
----------------------------------- Камергерский пер., д. 4
Можно посмотреть его на карте: http://mirkart.ru/su?10636

Дата, время:
-----------------------
31 января (суббота), 15:00

ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЗЯТЬ ПАСПОРТ!

Афтерпати:
----------------
16:30 Проект ОГИ (м. Чистые Пруды, Потаповский пер., 8/12 вход со двора)

Флэш-моб "СЛУЧАЙ #8. ТОЛКАЕМ ДОМ"

За десять минут до указанного времени (15:00) необходимо оказаться на Камергерском переулке. Не надо стоять прямо напротив дома №4. Лучше всего немного погулять по переулку, изображая обычных прохожих.

Это даже необходимо – превратиться в обычных прохожих, которым вдруг, почему-то, вдруг захотелось «толкать дом». Причем эта мысль всем пришла в голову практически одновременно - ровно в 15:00 - и настигла каждого в том месте переулка, где он до этого, как ни в чем ни бывало, спокойно и мирно прогуливался.

Каждый, независимо от того, где он находился в этот момент, неожиданно меняет все свои планы и направляется к дому №4. Направляется же с одной мыслью – толкать дом. И каждый подходит к дому №4 и начинает его толкать.

Как надо толкать? Следуя нижеследующему сценарию. И только так.
Дом надо толкать плавно, уверенно, не суетясь. Словно бы это обычное дело – толкать дом. Можно толкать его двумя руками, можно одной. Можно упираться в стену спиной, а можно и головой. Можно давить на дом плечом, а можно пытаться сдвинуть его, присев на корточки.

Но главное, непрерывный контакт с домом должен быть около 20 секунд. После чего надо отойти от дома метров на пять, окинуть его оценивающим взглядом, посмотреть, как толкают другие, еще раз прикинуть свои силы, и только после всего этого вновь идти и толкать. После 20 секунд опять отойти на пять метров. И т.д.

Ровно в 15:10 всем в голову и опять одновременно приходит одна и та же мысль, что толкать дом бессмысленно! После того как это происходит, все спокойно расходятся – как будто ничего и не было.

P.S.
Не надо колотить дом, и не надо по нему стучать. Не надо прыгать, не надо кричать! Именно толкать! Молча, медленно и напряженно, с ощущением собственной силы. Как будто бы каждый день приходится это делать.