ИНСТАЛЛЯЦИЯ |
||
Инсталляция (англ. inctallation – установка) – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ — вид визуального искусства второй половины ХХ века, в котором художник создает объемную композицию или трехмерную среду в определенном пространстве, располагая в нем, как правило, не только собственные произведения, но и готовые предметы индустриального производства (т.н. реди-мейды). Некоторые зачатки и. как сложения (ассамбляжа) произведений искусства и реальных вещей можно найти в 1920-30-е гг у европейских сюрреалистов, в СССР — в выставочных проектах С. Никритина и П.Мансурова. Для русской и. важной оказалась традиция создания целостной театрализованной среды (экспозиционные проекты Л. Лисицкого конца 1920-х-1930-х гг)..
В и. художник пытается компенсировать утрату искусством храмового пространства, которое в XIX веке оказалось заменено на пространство выставочное, принадлежащее определенной институции (музей, галерея); он заявляет о своей независимости от этих институций и создает собственный экспозиционный контекст. В и. художник реализует не только традиционную задачу выразительной организации пространства, но и вносит в визуальное искусство категории, ему обычно недоступные, — повествовательность, временную длительность (художник строит сюжет восприятия и. зрителем), событийность (и. доступна лишь ограниченное время и требует паломничества зрителя в определенное пространство). В и. в наибольшей мере реализуется свойственное авангарду ХХ века понимание искусства как интеллектуального проекта, а не как создания отдельных предметов, которые могут быть выставлены на продажу. При этом и. реставрирует почти отвергнутое искусством ХХ века понятие уникальности, поскольку и. не слишком поддается копированию и репродуцированию. В Европе и США и. рождается в рамках поп-арта 1960-х гг и поначалу представляет собой ассамбляж предметов, использовавшихся в перформансах и хэппенингах. Аналогичное происхождение имела первая и. в СССР — проект В. Комара и А.Меламида «Рай» (1973), занимавший целую квартиру. «Рай» был заполнен самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещался под музыку и при свете фонарика. Чисто пространственные и. первой в СССР стала исполнять И. Нахова («Комнаты», 1984, проекты иллюзорной архитектуры в собственной квартире). Наиболее оригинальный вариант и. создал И. Кабаков. Истоком его и. явились сделанные им проекты воображаемых выставок, состоящих только из листов с комментариями («Муха с крыльями», 1982). За ними последовали и. с развешанными по комнате предметами, к каждому из которых была привязана записка («16 веревок», 1986). В 1988 г. в и. «10 персонажей » Кабаков впервые применил принцип коридора, вдоль которого проходит зритель, видя открывающиеся ему интерьеры комнат того или иного персонажа. После и. «Красный вагон» (1991), в которой сам проход по коридору был эстетически осмыслен (разные пространства пластически выражали стадии истории коммунистической утопии, от революционного пафоса к скучному финалу), Кабаков занимается, в его терминах, «тотальной и.» — такой, которая переносит зрителя в иллюзорный мир. В тотальной и. реализуется классическая метафора изобразительного искусства — «вхождение в картину». С точки зрения Кабакова, тотальная и. с ее приматом пространства, а не предмета является чисто русским художественным феноменом (в России предметов мало, они бедны и похожи друг на друга).. Тотальная и. требует полной трансформации помещения (его стен, пола, освещения) и режиссуры зрительского восприятия, приближаясь к эффектам театра, кино, но также и литературы (где читатель находится как бы внутри романа). Во многих и. Кабакова большую роль играют тексты и комментарии, представленные на пюпитрах или на стенах («Жизнь мух», 1992), в некоторых случаях — голоса («Коммунальная кухня», 1991). Эффект вторжения в частное жилище, внезапно оставленное людьми, используемый Кабаковым («Туалет», 1992), оказал большое воздействие на искусство и. в США и Западной Европе, где, как и в России, в 1990-е гг и. является одной из главных форм реализации замыслов художника. В России поколение художников концептуальной школы реализует литературные, повествовательные возможности и., иногда делая эту литературность своей темой (и. из газет Д. Пригова). И. Макаревич и Е.Елагина в своих разветвленных, содержащих несколько «глав» и. («Жизнь на снегу», 1994, «Рассказ писательницы», 1994) инсценируют в пространстве феномены советской литературы, культуры и идеологии.Трехмерным иллюстрированием собственных фантазий занимается в и. младшее поколение московской концептуальной школы — группа «Инспекция Медицинская герменевтика», В. Захаров и др. В 1990-е гг во всем мире большое распространение приобретает особый вид и. — видеои., в которой в замкнутом (обычно темном) пространстве зрителю предъявляются видеомониторы или проекции видеоизображений на стены. Здесь и. достигает максимального сближения с кино   |