ЗЕМЛЯНОЕ ИСКУССТВО |
||
От англ. land-art, «земляное искусство» — направление в искусстве 60-70-х годов, использующее элементы природы. Вальтер де Мария, Роберт Смитсон — представители лэнд-арта. Поразительно разнообразие
ресурсов, используемых этими
художниками. Что общего, например, между Джеймсом
Труеллом, американским художником,
который в 1974 г. работал в кратере вулкана
в штате Аризона, он там создал кусочек
сказки, из которой можно наблюдать за
звёздами, и Германом
де Врайсом, который просто перенёс в
город несколько квадратных метров
нетронутой человеком природы. В то время
как Майкл Хейзер рубит утёсы, что-то
строит и перекапывает по 240 000 т земли, Дэвид
Тремлетт просто на бумаге делает
композиции из природного материала,
собирает что-то вроде гербария.
Виднейший
лэнд-мастер Кристо
(Христо Явачев) оборачивает или
упаковывает на некоторое время в ткань (обычно
серебристую) крупные природные или
культурные объекты - острова во Флориде,
участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф
в Париже, Рейхстаг и т.д. Очевидцы
утверждают, что зрелище необыкновенно
красивое и впечатляющее. На Большом
Солёном озере в штате Юта (США) Роберт
Смитсон возвёл из чёрных камней, земли
и соли насыпь-мол в виде спирали длиной
1500 футов. Природа сама раскрасила его в
голубые и розовые цвета (голубые - соли
меди, выпавшие в осадок на камни, розовые
- микроорганизмы, населившие залив). Так
земля стала объектом и субъектом
искусства.
Александр
Голиздрин долгое время занимался лэнд-артом на
местных российских природно-хозяйственных
угодьях, например, вывезенные 16 кг
гальки из Швейцарии высыпал у
железнодорожного полотна в Саратовской
области. И назвал это <Похищением
Европы>. На недавней выставке в ЦДХ <Арт-Москва>
можно было полюбоваться на
нижегородский лэнд-арт - зиккурат из
соломы. Это такая культовая башня с
несколькими ярусами по типу тех, что
строили в архитектуре Древней
Месопотамии из кирпича-сырца. Ландшафтные произведения искусства
требуют немалых затрат на изготовление.
И это также примета нашего времени:
деньги играют в искусстве всё более
важную роль. И дело даже не в
художественном рынке, по законам
которого, как утверждают дилеры,
развивается искусство. Дело в том, что в
нашу высокотехнологичную эпоху для
создания произведения требуются
большие материальные затраты. Цифровая
фотография обходится художнику дороже,
чем холст и масло, не говоря уже об
искусственном моле-спирали Роберта
Смитсона или стальной фаллической
стометровой колонне Олденбурга. Кроме
непосредственно термина, самых разных
художников объединяет их стремление
работать с природой. Они используют
фотографии, фильмы, карты и рисунки - всё
это и есть единственная память о тех
работах, которые обычно остаются
недоступными зрителям. Иногда они
собирают фрагменты больших композиций и
выставляют их в музеях. Например, Ричард
Лонг привёз камни, облечённые в
геометрические формы. Эти художники
используют природу не для того, чтобы
вызвать у людей какие-то эмоции по
поводу её красоты, а, скорее, наоборот,
преобразуют её, вылепливают из неё чтo-то
необычное. Если можно так выразиться,
они упорядочивают природу - создают
правильные формы там, где их изначально
не могло быть.
Лэнд-арт
- это далёкий отклик романтичной
интерпретации природы, даже при том, что
следы романтизма всё ещё могут быть
замечены у таких художников, как Ричард
Лонг, Хамиш Фултон
или Дэвид Тремлетт, или в возвышенных
усилиях Германа
Врайса создать отчёт обо всех
существующих видах почв. Большинство
времени художники заняты сражением с
природой и зачастую бросают ей вызов Если
в России лэнд-арт популярен и, по сути,
только зарождается, то за рубежом его
эпоха идёт к закату. Наверное, это
происходит из-за тенденции к
личностному самовыражению. Утопическое
желание покончить с рыночной системой
уступило место персональным проектам,
сосредоточенным на городской
проблематике. Подготовила О. Щурова. Использованы материалы
журнала
НИА-природа.
|