М Е Д И А - А Р Т

"Традиционное определение гласит: "медиа" - это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем привычно, - устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода, - впрочем, это вопрос крайне спорный. Три главнейшие функции медиа технологий объединяет одна черта - опосредованность. Значение слова "медиа" (точный перевод с английского) - средство, способ, посредник, промежуточная ступень. Поскольку обмен информацией - необходимая составляющая жизни общества, то медиа технологии, как опосредующее звено человеческой деятельности, являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности. Медиа технологии сопровождают человека давно.

Медиа условно делят на пять типов:
ранние (письменность)
печатные (печать, литография, фотография)
электрические (телеграф, телефон, звукозапись)
масс медиа (кинематограф, телевидение)
цифровые (компьютер, Интернет).


"Медиа искусство, или media art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии - такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие, как телевизор или пейджер) используются медиа-художниками в необычном ключе - на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции.

В понятие медиа искусства (или "искусства новых медиа") входят такие, например, его разновидности как:

a.. видео арт (искусство работы с видео- и телевизионными имиджами, конечный результат - видео арт фильм);

b.. телекоммьюникейшн арт - в качестве художественного пространства используются различные виды известных нам киберпространств (начиная с телефонного);

c.. искусство видеоинсталляций (публичный показ художественных "конструкций" из телевизионных и видео-приборов, подчиненных единой художественной задаче;

d.. нет-арт, или сетевое искусство - художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой;

e.. интерактивное, вовлекающее аудиторию электронное искусство...

f.. etc.

Художники во все времена стремились осваивать, обживать неизвестные пространства (чем не единожды, указывая возможные варианты применения, оказывали услугу обществу и науке), используя механизмы, краски, позаимствованные у отрасли самолетостроения, железные каркасы со свалок, образы и символику новых городов, форму и настроение политических течений и общественных событий, и даже чисто теоретические построения. Настоящему художнику одновременно и хватает того, что под рукой, и всегда чуть недостаточно. Мало пространства на холсте, мало объема, движения, фактуры в станковой живописи, мало дыхания, мало современности, действия, мало жизни. И здесь не стоит сетовать на безвкусицу или бездарность молодых, - метод самообразования Леонардо да Винчи, “разделывающего” покойников, для его современников был почти кощунственным. “Промышленные” и технологические практики художников ХХ века лишь продолжают давнюю традицию. Здесь все та же попытка проникнуть в окружающий мир, осмыслить современную реальность, научиться жить в ней, художественно овладев, преобразив, отобразив. Меняется мир: интерес к структуре тела, порожденный неизвестностью телесного устройства, сменяется жаждой освоения иных пространств – электронного изображения, технологических объектов; и нынешние художники осваивают реальность, в которой им приходится жить, таким же образом, как в свое время это делали конструктивисты, абстракционисты и многие другие группы и направления. Именно поэтому в 60-е, когда появилась первая переносная видеокамера, большое количество художников бросилось осваивать новое экранное пространство. Включенность субъекта и самой камеры в действие, игру, создание образа, существующего вне определенного места, новая символика - эти открытия стали классическими. Так появилось направление, носящее название “медийного искусства”, - направление, объединяющее все искусства, работающие с медией, то есть использующие какие-либо технические средства - телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее- компьютер. Необычность и притягательность виртуального пространства, мира, доступ к которому предоставляет компьютер, не подлежит сомнению. Самостоятельное квазиреальное пространство, создающее улучшенную “копию” мира (более быструю, более информативную, более безопасную), - трехмерное, с новым пониманием и способом освоения времени и пространства, иным принципом движения, скорости, действия, иным способом построения межчеловеческих отношений, - быстро стало центром внимания и объектом исследования художников, теоретиков искусства, культурологов, социологов, политологов, философов и многих других. Естественно поэтому, что при растущем общем интересе к этому новому пространству, художники тоже обратили на него внимание. Это вполне логично - если в этой квазиреальности есть все, то почему не может быть искусства? Что же такое Net арт? Net арт (Нет арт, нет.арт) - сетевое искусство; произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в Сети. Необходимо отличать сетевое искусство как от Web дизайна, красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, “вывешенные” на страничках картины, фотографии и т.д.) Произведение сетевого искусства чаще всего не функционально: такая Web страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер, - от рассказывания “фильма” до игры со зрителем, демонстрации “поломанной” странички и т.д. Одна из главных особенностей нет арта – провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию. То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Другой его характерной чертой провозглашается свобода - от государственных установлений, от ангажированности, от заказа. И необыкновенный оптимизм и развеселость: “серьезных” или депрессивных произведений нет арта не существует. Алексей Шульгин – российская гордость, один из первых и известнейших интернационально-сетевых художников. В сводной табличке на сайте вывешены все его проекты - от web узлов художественных объединений до музыкальных записей поющего рок-н-ролл компьютера (386 DMX). Его проект “Form Art” (97) – чистое экспериментирование с формой, попытка проверить способности maximum компьютерного пространства, художественные возможности технологии. Каждый шаг пользователя здесь – обманутое ожидание, разрушение стереотипа. Художник пытается изменить направление взгляда компьютерного пользователя на экран, программы, художественно осмысливает новые медии и пытается дать толчок к формированию такого видения у рядового зрителя. Произведения нет.арта чрезвычайно разнообразны, - среди них могут находиться: и литературные проекты, например, “Печатная машинка для любовных писем” обширные web объединения, хранящие несколько десятков работ; хулиганские выходки (известные итальянские авантюристы). Пионерами нет.арта могут по праву называться голландские художники Jodi (Joan & Dirk), на нынешнем варианте сайта которых разыгрывается пародия на политику корпораций: полазьте по нему хорошенько - за официозом фасада скрывается немало смешных штуковин. А в общем, совсем не стоит объяснять принципы “работы” нет арта, - теряется вся его неожиданность и привлекательность, не говоря уже об абсурдности. Приведем еще несколько адресов для самостоятельного разбора, что и будет домашним заданием: