МОДЕРНИЗМ
Название
направления |
Художники |
Произведения |
Период
возникновения |
Особенности |
Основа
/
мировоззрение |
|
|
|
|
|
|
Абстракционизм (от
лат. abstractus - отвлеченный) |
В. В.
Кандинский , К. С.
Малевич , П. Мондриан |
К. С.
Малевич «Чёрный
квадрат» В. В. Кандинский «Синий
всадник» ,
«Сумеречное» |
1910 - 1913 |
Геометрическая
абстракция -
четко
очерченные
конфигурации. Лирическая
абстракция -
свободно текущих
форм. |
Стремление
символически
выразить
интуитивно
постигаемые
сущ- ности,
скрываемые
за
происходящими
явлениями
видимого
мира. |
Фовизм (франц. fauvisme, от fauve
- дикий,
хищный) |
А. Матисс, А.
Марке, М. Вламинк |
М. Вламинк
«Цирк» А. Матисс, «Танец» ,
«Музыка» |
1905 |
Лапидарные
образные
формулы,
интенсивные
контрасты
колорита,
острые
композиционные
ритмы, декоративно-лаконичная
манера
письма,
поиски свежих
импульсов в
примитивном
творчестве,
средневековом
и восточном
искусстве. |
Не имел
какой-либо
осознанной
программы и
нравственно-философской
окраски,
являлся чисто
эстетическим
протестом
против
художественной
традиции 19 в. |
Дадаизм
(франц. dadaisme, от dada -
деревянная
лошадка;
бессвязный
детский
лепет) |
Пикабия Франсис Макс
Эрнст Ханс Арп |
Макс
Эрнст «Изничтожение
невинных» ,
«Император Убу» Марсель
Дюшан
«Фонтан» |
1916 - 1922 |
Коллаж,
"аэрограммы",
"реограммы".
Дадаисты
первыми
стали
представлять
обыденные
предметы
как объекты
искусства |
Программный
иррационализм
и крайне нигили
-стический,
демонстративно
циничный антиэстетизм |
Кубизм
(франц. cubisme, от cube
– куб) |
Пикассо
Пабло Жорж
Брак Хуан
Грис |
Жорж
Брак
«Женщина с
гитарой» Пабло
Пикассо
«Фермерша»
«Авиньонские
девушки» |
1908 |
Дeфopмaция и paзлoжeние
пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe
плocкocти, плacтичecкий
cдвиг фopмы. |
Разрыв
с традицией
реалистического
искусства, в
том числе с
созданием
зрительной
иллюзии
мира на
плоскости |
Сюрреализм
(от франц. surrealisme
- букв. "надреализм") |
Сальвадор Дали Рене Магритт Ив Танги |
Сальвадор Дали «Сон ,
навеянный
полётом
пчелы» Ив Танги «Ветер,«Завтра» |
1924 |
Парадоксальное
соединение
элементов
между собой |
Энергия
творчества
исходит из
подсознания
|
Экспрессионизм
( от фр. expression
-
выразительность) |
Эрнст
Кирхнер Эрих Хеккель Эмиль
нольде |
Эрнст
Кирхнер «Две
женщины на
улице» ,
«Автопортрет
с моделью» Эрих Хеккель
«Двое
мужчин за
столом» |
1911 |
Иррациональность,
обостренная
эмоциональность
и
фантастический
гротеск, к
полное или
частичное
уничтожение
границ между
персонажами
и
окружающей
их пейзажной
средой. |
Поворот
от идеала
изображения
-действительности
к идеалу
выражения:
первоначально
-
внутреннего
мира
субъекта,
затем - внутренней
сущности
объекта. |
Фyтypизм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) |
Джакомо Балла Карло
Кара Марк
Шагал |
Джакомо Балла «Девушка,
бегущая на
балкон» Марк
Шагал «Над городом» ,
«Прогулка» |
1910 |
Открытое
произведение
искусства,
вторгающееся
в реальное
пространство,
охватывающее
зрителя со
всех сторон.
Пересечения,
сдвиги,
наезды и
наплывы
форм . |
Идeя paзpyшeния
кyльтypныx cтepeoтипoв , взaмeн - aпoлoгия
тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx
пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. |
Конструктивизм |
Леонид , Виктор ,
Александр
Веснины Александр
Родченко |
Л., В., А.
Веснины «Дворец
Труда», «Ленинградская
правда» Александр
Родченко
«Для
распространения
произведений
печати» |
1922 |
Простота
и
подчёркнутый
утилитаризм
новых
предметных
форм |
«Конструирование» окружающей
среды,
осмысление
формообразующей
возможности
новой
техники, а
также эстетические
качества
таких
материалов,
как металл,
дерево,
стекло. |
Арт - деко |
Адольф
Мурон Кассандр Ромэн дэ Тиртофф Александра Экстер |
Адольф
Мурон Кассандр
«Нор- мандия» Ромэн дэ
Тир- Тофф «Жемчуг
и алмазы» Александра Экстер «Город
ночью» |
1906 – 1912 |
Усталость,
геометрические
линии,
роскошь, шик,
дорогие
материалы ,
сочетание
монументальных
утяжеленных
форм с
изощренным украшательством
. |
Способ
выражения
скорости и
напора
техники ,
изменяющих
существующий
мир, -
поиск
более
простых ,
отчётливых
и сильных
цвета и
формы |