Искусство взаимоотношений или "Социальное искусство" (Relational Art) - определение, данное художественным критиком Николя Буррио (Nicolas Bourriaud) в книге "Эстетика взаимоотношений" (Relational Aesthetics). С точки зрения Николя Буррио, "Искусство взаимоотношений" - набор художественных практик, отправной точкой которых является сфера человеческих взаимоотношений. Художники, творчество которых можно отнести к этому направлению, так или иначе работают с такими понятиями, как "социальные связи", "сообщества", "частные взаимоотношения" или "урбанизм", который является статической формой сосуществования. Это открытые художественные практики, приглашающие зрителя к соучастию. Смысл произведения искусства является результатом сотрудничества со зрителем, а не навязывается ему. По словам Буррио, "Художник больше не является демиургом,... он становится "семионавтом", прокладывающим маршруты между всеми существующими знаками. Сфера его деятельности сместилась от production к postproduction".
Маурицио Кателлан (Maurizio Cattelan; р. 1960, Падуя, Италия) - современный итальянский художник, живет в Нью-Йорке, работает в основном в жанре инсталляции.
Художник-самоучка, не имеет художественного образования. В разное время работал поваром, садовником, охранником. Начал творческий путь с изготовления мебели для собственной квартиры, назвав ее «функциональной мебелью с творческим подтекстом». В работах часто объединяет живопись и скульптуру.
Творчество Маурицио Кателлана носит провокационный характер. Он прославился своей работой «Девятый час»(скульптура папы римского, упавшего от удара метеорита). Работу купили за 800 тысяч долларов. Один из последних проектов Кателлана - он возит по разным городам гигантскую надпись «Голливуд», точно такую же, какая стоит в самом Голливуде. То есть каждый город может стать столицей киноиндустрии - достаточно на видное место водрузить надпись. В прошлом году Кателлан сделал восковую фигуру Гитлера, стоящего на коленях.
В мае 2004 года итальянский скульптор (так в тексте) Маурицио Кателлан повесил на дубе, который является самым старым деревом Милана, трёх кукол, потрясающе напоминающих детей. "Выставка" должна была продлиться месяц, но местный житель Франко Ди Бенедетто был настолько возмущён видом покачивающихся на ветру детей, что решил "освободить" их. Отрезав две верёвки, он пытался дотянуться до третьей, но не удержался на лестнице и упал на землю. Кателлан не стал выдвигать к освободителю никаких претензий, но миланские власти затеяли расследование с целью установить, являлись ли куклы произведением искусства. Экспертиза признала кукол настоящим произведением искусства и на днях Бенедетто был приговорён к штрафу в 309 евро и двум месяцам тюрьмы!
В самом большом выигрыше оказался Кателлан, чьи работы резко подскочили в цене. Через день после саботажа его инсталляция "Баллада о Троцком" ушла с аукциона за 2.1 миллиона долларов.
"Баллада о Троцком" это, пожалуй, самая главная работа Каттелана среди тех, в которых использовались чучела животных. Вид большой лошади в полном снаряжении, висящей в воздухе посередине пустого пространства галереи, буквально гипнотизирует зрителя. Есть что-то пугающее и печальное в этой навечно подвешенной лошади, одновременно изящной и внушающей трепет. В то же время образ совершенно абсурден. Каттелан берёт от лошади силу и мощь вьючного животного и трансформирует их в образ беспомощности, отражающий трагикомизм человеческого положения. Название работы также несёт смысловую нагрузку: это памятник параличу вселенской утопии и узурпации романтического идеализма тёмной стороной человеческой натуры. Работа оплакивает смерть Троцкого и, что более важно, крушение его идеалов и несовершенство нашей жизни. В 1997 году Каттелан обновил идею "Баллады о Троцком", когда создал "Новоценто". Похожая лошадь также подвешена в воздухе, но копыта у неё карикатурно вытянуты, отражая физически и символически силу притяжения. Лошадь буквально застряла между двумя мирами. "Баллада о Троцком" ясно изображает то, что Каттелан называет "замороженной энергией", что в этой работе означает вечные экзистенциальные муки. Несмотря на шутливую репутацию хулигана и тёплый юмор, присутствующий в его работах, здесь Каттелан раскрывает себя как серьёзного "реалиста", который рассказывает о разочаровании поколения.
Rirkrit Tiravanija, Philippe Parreno, Carsten Höller, Henry Bond, Douglas Gordon and Pierre Huyghe.
|