В новейшей западной скульптуре
также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от
архитектуры ситуация здесь безрадостная.
«Впервые понятие авангарда
стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на
международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).
Философия постмодернизма
призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его
самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления
нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу
с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за
который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.
Следует обратить
внимание на тот момент, что XX в. породил феномен
“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи, музыки,
психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной неполноте
арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного” вакуума или
концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в структурном
плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных миров
(вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура
представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов, которые
требуется синтезировать в единое целое.
В ходе
рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что
она отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных
разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями
традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе с
тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре широкое
распространение получает так называемая массовая культура. Нередко эта культура
воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем
так. В европейских странах, по крайней мере, последние два века, существовала и
существует с традиционной высокой культурой и культура рыночная, массовая. Во
Франции, например, такого рода массовая литература получила наименование
“бульварной”, в России она называлась “литературой толкучего рынка”.
После 2-й
мировой войны проводилось широкое жилищное строительство. В 50-е г. современная
архитектура стала действительно всемирной.
Во многих странах сформировались свои архитектурные школы. Архитектура
Финляндии приобрела своеобразие вледствие того что сдесь работал А.Аалто (Дом
культуры рабочих в Хельсинки, 1958); архитектура Японии выдвинулась на первое
место благодаря работам К.Танге; ярким явлением была послевоенная
архитектура Бразилии, потому что сдесь появились талантльвые архитекторы
–Оскар Нимейер, Люсио Коста.
В Англии возникло своеобразное течениее «новый
эмпиризм», обратившееся к испоьзованию привычных в национальной строительной
приактике материалов – кирпича, дерева.
В 50-е г. во всем мире пользовалось большой популярностью
творчество Л.Мис ван дер Роэ, который с 1938г. работал в США. Здание, которое
он создавал имеет форму прямоугольного параллелепипед. Однообразная стеклянная
поверхность фасада оживлена наложенными на нее декоративными деталями в виде
вертикальных прокатных профилей из нержавеющей стали. Набор архитектурных форм
минимален, ему подражали во всем мире.
В начале 50-х годов по проекту талантливого
исследователя Л.Мис ван дер Роэ и
архитектора Э. Саариена был построен комплекс центра компании «Дженерал
моторс». Он по праву причиляется к выдающимся ансамблям мировой архитектуры.
Геометрически ясные объемы, четкие линии, сверкание стекла, эмалированных
панелей и глазурированного кирпичаявляются величественным ансамблем, который
называют «современным
Версалем».
Новая
архитектура в США развивалась быстрыми темпами, характерным зданием такого типа
является призма здания Секретариата ООН в Нью-Йорке архитектора У. Гаррисона. Продолжается строительство
небоскребов. Растет их этажность, в 1973 г. в Нью-Йорке был сооружен
комплекс Всемирного торгового цнтра с
двумя 110-этажными башнями высотой 411 м, а в Чикаго возведено здане фирмы серс
и Робек» высотой 422м.
В 50-е гг. архитекторы активно увлекались
стеклом, в небоскребах легкий железлбетонный каркас очень часто целиком
покрывался стклом. А американсткий архитектор Ф. Джонсон построил себе дом
аквариум, его наружные стены были сплошь стеклянными. Но в 60-х.г. отношение к
остекленным фасадам изменилось , появилось желание отгородится от внешнего
мира. Прежняя легкость архитектурных форм сменилась гипертрофированной
массивностью. Харктерными приметами созданных ими архитектурных образов
являются тяжеловесные объемы зданий, обнажение трубопроводов инженерного
оборудования, необработанные кирпичи и бетонные поверхностистен.
Изменилось творчество Ле Корбюзье.Совершенно новой
страницей в творчестве Ле Корбюзье стала капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, над
созданием которой он работал с 1950 до 1954 года. Здесь мастер впервые применил
упруго изогнутые плоскости несущих стен, над которыми как бы взлетает, образуя
огромные навесы, также криволинейное перекрытие из монолитного железобетона.
Небольшие оконные прорези разных размеров и форм, словно случайно разбросанные
по фасаду, создают в интерьере сказочный эффект. Эти оконца подчеркивают
цельность и монументальность здания. Возникают какие-то далекие ассоциации с
ро-майской архитектурой, с храмами древнего Пскова, а скорее всего, со
старинными хижинами французских крестьян.
В
1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского
монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. Когда одного монаха спросили, почему
постройку монастыря поручили именно Ле Корбюзье, доминиканец ответил: «Для
красоты нового монастыря». Монахи знали, что знаменитый мастер создаст им
архитектурный шедевр. Личные взгляды Ле Корбюзье на религию и церковь были им
совершенно безразличны. Церковники не обманулись в своих расчетах: туристы со
всего света стекаются в Ла-Туретт, так же как и в Роншан.
Строить здания
причудливой формы позволило развитие инженерной техники.
Замечательным нововедением
этих лет являются пешеходные зоны в городах. Первооткрывателями были голландские архитекторы Я. Бакема, И. ван Брук. Они при
реконструкции Роттердама создали улицу протяженностью в 600м, связывающую центр
города с привокзальным районом. Она была закрыта для проезда транспорта и
превращена в живописную зону с островками зелени, местами отдыха, открвтыми
кафе и т. д.
В 70-80е гг. в архитектуре,
кроме заботы об удовлетворении повседневных практических требований. Стали
появлятся новые веяния, обно из них – бионика – заимствование конструктивных
принцмпов у органического мира. Аэропорты, спортивные комплексы, жилые дома
стали похожими на плывущего ската, на грибы, цветы и т. д..
Необходио отметить, что современная архитектура потеряла
национальные особенности, во многих странах возводят однотипные сооружения, архитектура
стала космополитичной.