«Зарубежное искусство второй половины XX века»     

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

Закончившаяся вторая мировая война мало чему научила человечество. Не успели оплакать родные и близкие многочисленных жертв, как политики снова поделили мир на своих врагов, на коммунистов и капиталистов, на блок стран социализма и капитализмом. В мире вновь началось противостояние с безудержной гонкой вооружения, теперь уже ядерного. Образ врага проникал в общественное сознание людей, поражал недоверие. Неоднократно мир стоял перед угрозой  развязывания новой войны, особенно в момент Карибского кризиса 1962г. на Кубе. Кеннеди и Хрущеву  хватило здравого смысла, чтобы избежать второй мировой войны. Вот главе противостояния находились две супердержавы - США и СССР. Мир неоднократно был свидетелем позорных локальных войн против Вьетнама, Кореи и других народов Индокитая. 

После войны на освобожденной Советской Армией Территории Европы  образовалось несколько социалистических государств, которые вошли в систему социализма. В идеологии противостояние между системами  капитализма и социализма было непримиримым и даже воинственным («холодная война»), то в искусстве  влияние капиталистического Запада на страны социализма было заметным. Последним кто поддался этому влиянию был СССР, но и то до последнего времени новые икания художников  в 60-70, 80-х гг. признавались формалистическим искусством и запрещались официальной идеологической линией.

После второй мировой войны в странах социализма (Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния, ГДР) началось становление социалистического искусства , нередко под идеологическим давлением, поэтому процесс сопровождался противоречиями. Здесь образовались различные и своеобразные школы со своими путями к реалистическому  искусству , исходящими из национальных традиций, из  опыта советского искусства и всей реалистической культуры мира.   История жизнь и труд народов, их путь к социализму, борьба за лучшее будущее, борьба против угрозы новой войны составили содержание этого искусства.

В странах капитализма продолжалось наступление модернизма в самых различных его проявлениях,  во главе этого модернического всплеска стали США. Лишь в конце 80-х годов наметилась некоторая усталость от модернических экспериментов, у искусства вновь появилась  потребность в профессионалах высокого класса.

Центр изобразительного искусства переместился  в США с середины 60-ххг. Художники- бунтари  стали стремится за океан, как ранее они приезжали в РИМ, а потом в Париж для получения всемирной признательности.

США же продолжают оставаться фаворитом мирового кинопроизводства, которое здесь представляет отдельную отрасль индустрии, но поток всегда уничтожает индивидуальное творчество, поэтому  весь мир окунулся в низкопробный омут вестернов, детективов, мелодрам, триллеров и т. д. Сделанных в США. Но несмотря на свою низкопробность эта продукция выполняет  свои идеологические задачи навязывания американского образа жизни. Все запретные меры  в странах  Европы по ограничению потока заокеанского кино в 50-70 годы  не увенчались успехом.

Картина стилей и направлений  искусства 2-й половины  XX в. крайне пестрая. Больше приходится говорить о моде в искусстве, чем о новых серьезных течениях. Больше в искустве появилось выдумщиков ремесленного пошиба, нежели мастеров, способных мыслить образно и создавать образные произведения. Но все это представляется любопытным, и мы предпримем попытку дать кратную характеристику искусства 2-й половины XX в

 

 РЕФЕРАТ ученицы 11 А класса   Средней школы №5 Г. Сморгонь     Грукало Ольги  

Литература: Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. – № 1

 


<<<<<