Молодые британские художники или YBA (также Brit artists and Britart) название, которое дали группе современных художников из Великобритании, большинство из которых учились в Голдсмитском колледже в Лондоне. Название "Молодые британские художники" закрепилось за ними после выставки в галерее Саатчи в 1992 году, которая принесла им славу. Одним из наиболее известных художников из этой группы является Дэмиен Херст (или Дэмиан Хёрст).
Братья Джейк (1966 года рождения) и Динос (родился в 1962-м) Чепмены — представители движения так называемых «молодых британских художников».
Это поколение молодых радикалов, к которому также причисляют Дэмиена Херста, Трейси Эймин, Криса Офили, Сэма Тейлора-Вуда и других, появилось на арт-сцене во многом благодаря знаменитому галеристу и коллекционеру Чарльзу Саатчи.
Звездами «молодые британцы», в том числе и братья Чепмен, стали после сполна оправдавшей свое название выставки “Sensation”, устроенной галереей Саатчи в 1997 году. Братья Чепмен работают вместе с начала 1990-х годов, после того как они окончили лондонский Royal College of Art. Еще до “Sensation” критики и публика заметили и оценили их выставку «Бедствия войны», сделанную по мотивам одноименного цикла Франсиско Гойи.
Искусство братьев Чепмен, как и подобает произведениям «молодых британцев», не ведает никаких табу и запретных тем и насыщено предельно черным юмором. Они создают скульптурные группы из сросшихся друг с другом детей-мутантов с фаллосами и анальными отверстиями вместо ртов и носов, причем гротескность образа только усугубляется тем, что за основу для своих персонажей художники берут безлико миловидные детские манекены из витрин, а все обнаженные фигурки обуты в одинаковые аккуратные кроссовки. Тему детских страшилок продолжает и грандиозная инсталляция “Hell!”: огромные макеты в стеклянных ящиках, сделанные с умилительной подробностью игрушечной железной дороги. Только в этих ландшафтах с тщательно воспроизведенными крошечными деревьями и водоемами, мостами, домами, машинами творится воистину адский кошмар. Толпы оловянных солдатиков-мутантов выпускают друг другу кишки или предаются противоестественной страсти, фашисты с крошечными свастиками на фуражках истребляют многоглавых кентавров, врезаются друг в друга автомобили, груды и гирлянды расчлененных трупов украшают разбомбленный MacDonald's, под одним из стеклянных колпаков зависает искусно воспроизведенный ядерный «гриб». А с зеленого холмика все это наблюдает в прицел камеры крохотный двухголовый оператор. MacDonald's для Чепменов вообще, судя по всему, является главным злом — в еще одной серии макдональдовские клоуны превращаются в жутких африканских идолов, явно наделенных дурной магической властью. Видео “Hell!”
О бурном нраве братьев Чепмен ходят легенды. Рассказывают, что кто-то из них подрался с Ларри Гагосяном из-за того, что не знавший художника в лицо галерист не слишком учтиво обратился к нему во время монтажа выставки Чепменов в его галерее. Говорят, что другой жертвой кого-то из Чепменов оказался и директор лондонского музея Tate Modern сэр Николас Серота, неосмотрительно сказавший им что-то вроде «Надо уметь проигрывать» на церемонии вручения Тернеровской премии в 2003 году, когда художники вошли в число номинантов, но премию не получили.
Эти эпатажные англичане – одни из самых востребованных художников современности. Они входят в обойму так называемых «Молодых британских художников», среди которых Трейси Эмин, Марк Куинн, Дэмиен Херст. Сам факт, что подобная выставка приезжает в Москву и не придется лететь в Лондон или Нью-Йорк, почти невероятен. Братья Чепмены – звезды, и они умеют разговаривать со своими великими предтечами и с самим Господом Богом на одном языке. Они ярчайшие сюрреалисты современности и наследники по прямой Босха и Гойи, Магрита и де Кирика… Их художественный язык провокативен, и он заставляет серьезно думать. Равнодушных, как правило, не бывает.
|