Кубизм

ПАБЛО ПИКАCСО
(1881, Малага - 1973, Мужен) испанский художник

Кубизм (фр. - cubisme, от cube - куб) - художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала XX в., ставившее своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму. Название этому направлению дали за внешнее сходство живописи кубистов с простыми геометрическими телами - шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм возник во французском искусстве 1900-1910 гг. Его основателем был П. Пикассо ("Авиньонские девицы", 1907 г.). В истории кубизма принято выделять три периода: так называемый сезанновский, аналитический и синтетический.

В картинах сезанновского периода геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани предмета (П. Пикассо "Три женщины", 1909 г.; Ж. Брак "Эстак", 1908 г.).

В следующем аналитическом периоде предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно расплывается на холсте (П. Пикассо "А. Воллар", 1910).

В последний синтетический период предпочтение отдается декоративному началу; картина превращается в красочное плоскостное панно (П. Пикассо "Гитара и скрипки", 1913; Ж. Брак "Женщина с гитарой", 1913). Основным становится прием коллажа. Объект как бы собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков - слов, цифр, нот, обрывков газет, цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости холста.

В то же время появляется кубическая скульптура с геометризацией и сдвигами форм, деформированием фигур, обозначением металлическими полосами только их внешних контуров и др.

Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства. В картинах П. Пикассо кубического периода создается трагический образ грандиозного изломанного, разрушающегося мира.

 

 

 

 

Shop for Art at ArtGalleryLive.com!

 

ГАЛЕРЕЯ

 

picasso15.jpg (24330 bytes)

Self Portrait, 1907, oil on canvas, National Gallery, Prague

 

picasso2.jpg (26104 bytes)

Les Demoiselles d'Avignon, 1907, Giraudon, Paris.

 

picasso17.jpg (21515 bytes)

Paul as Harlequin, 1924, oil on canvas, Musee Picasso, Paris

ГАЛЕРЕЯ

 

picasso_head.jpg (10973 bytes)

 

 

 

 

 

  • Образование
  • Голубой  и розовый  периоды
  • Кубизм.
  • Контакты с сюрреализмом
  • Послевоенное творчество


Образование. Барселона. Многие исследователи стремятся объяснить стилистическое непостоянство художника его генами, приписывая его матери
еврейское происхождение; однако семья Пикассо была самой что ни есть испанской и даже андалузской и принадлежала к среде провинциальной мелкой буржуазии. Отец художника,
Хосе Руис Бласко (Пикассо - это фамилия матери художника), был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891, и,
наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился Пабло. Именно
здесь начинается его настоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше (<Мужчина в фуражке>, 1895). Художественная атмосфера Барселоны, в которой пре-
обладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво, искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом, и в гораздо меньшей степени - импрессионизма
и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и
в творчестве Пикассо (<Танцовщица>,1901, Барселона, музей Пикассо).
Каталонские художники, с которыми Пикассо знакомится в кафе <Четыре кота>, заново открывают Эль Греко,
Сурбарана, средневековую каталонскую скульптуру, Испанию, более непосредственную и страстную, чем это допускалось официальным обучением.
Эта провинциальная и романтическая
интеллигенция была глубоко пронизана социальными интересами и отличалась настоящей необузданностью
анархических кругов. Пикассо, казалось, сильно переживал нищету и духовное убожество проституток и пьяниц, завсегдатаев кабаре и домов
свиданий Баррио Чино; в них Пикассо нашел основные черты своих персона жей и темы будущего <голубого> пе-
риода (1901-1905).


           Дальше