CЕНТИМЕНТАЛИЗМ (2-я пол.18 века) |
||
Сентиментализм
- (от лат. “sentiment” - чувство) –
направление западного искусства второй
половины XVIII., выражающее разочарование
в “цивилизации”, основанной на идеалах
“разума” (идеологии Просвещения). С.
провозглашает чувство, уединенное
размышление, простоту сельской жизни “маленького
человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. Одной
из характерных особенностей русского
портретного искусства этого периода
была гражданственность. Герои портрета
уже не живут в своем замкнутом
обособленном мире. Сознание быть
необходимым и по-лезным отечеству,
вызванное патриотическим подъемом в
эпоху отечественной войны 1812 года,
расцвет гуманистической мысли, в основе
которой лежало уваже-ние к достоинству
отдельного человека, ожидание близких
социальных перемен пе-рестраивают
мироощущение передового человека. К
этому направлению примыкает
представленный в зале портрет Н.А.
Зубовой, внучки А.В. Суворова,
скопированный неизвестным мастером с
портрета И.-Б. Лампи Старшего,
изображающий молодую женщину в парке,
вдали от условностей светской жизни. Она
задумчиво с полуулыбкой смотрит на
зрителя, в ней все - простота и
естественность. Сентиментализм
противопоставлен прямолинейному и
излишне логическому рассуждению о
природе человеческого чувства,
эмоциональное восприятие,
непосредственно и более надежно ведущее
к постижению истины. Сентиментализм рас-ширил
представление о душевной жизни человека,
приблизившись к пониманию ее
противоречий, самого процесса
человеческого переживания. На рубеже
двух веков развивалось творчество Н.И.
Аргунова, одаренного крепо-стного
графов Шереметьевых. Одна из
существенных тенденций в творчестве
Аргу-нова, которая не прерывалась на
протяжении XIX веков - стремление к
конкретности выражения,
непритязательности подхода к человеку.
В зале представлен портрет Н.П.
Шереметьева. Он был подарен самим графом
Ростовскому Спасо-Яковлевскому
монастырю, где на его средства
возводился собор. Портрету свойст-венна
реалистическая простота выражения,
свободная от украшательства и идеали-зации.
Художник избегает писать кисти рук,
сосредотачивает внимание на лице мо-дели.
Колорит портрета построен на
выразительности отдельных пятен
чистого цве-та, красочных плоскостей. В
портретном искусстве этого времени
складывается тип скромного камерного
портрета, полностью освобождающегося от
каких либо черт внешней обстановки,
демонстративного поведения моделей (портрет
П.А. Бабина, П.И. Мордвинова). Они не
претендуют на глубокий психологизм. Мы
имеем дело лишь с достаточно ясной
фиксацией моделей, спокойного душевного
состояния. Отдельную группу составляют
представленные в зале детские портреты.
В них подкупает простота и ясность
трактовки образа. Если в XVIII веке чаще
всего дети изображались с атрибутами
мифологических героев в виде амуров,
Аполлонов и Диан, то в XIX веке художники
стремятся передать непосредственный
образ ребен-ка, склад детского характера.
Портреты представленные в зале, за
редкими исключениями происходят из дво-рянских
усадеб. Они входили в усадебные
портретные галереи, основой которых
были фамильные портреты. Собрание
носило интимный преимущественно мемори-альный
характер и отражало личные
привязанности моделей и их отношение к
пред-кам и современникам, память о
которых старались сохранить для
потомков. Изучение портретных галерей
углубляет представление об эпохе,
позволяет бо-лее рельефно ощутить ту
конкретную обстановку, в которой жили
произведения прошлого, и понять ряд
особенностей их художественного языка.
Портреты дают бо-гатейший материал для
изучения истории отечественной
культуры.
Особенно
сильное влияние сентиментализма
испытал В.Л. Боровиковский, изображавший
многие свои модели на фоне английского
парка, с мягким, чувственно-ранимым
выражением на лице. Боровиковский был
связан с английской традицией через
кружок Н.А. Львова - А.Н. Оленина. Он
хорошо знал типологию английского
портрета, в частности, по работам модной
в 1780 -е годы немецкой художницы А.Кауфман,
получившей образование в Англии.
|
||