АРХИТЕКТУРА

      

Кафедральный собор Вильнюса.
Кафедральный собор в Вильнюсе - здание в стиле классицизма. Перестроенно в 1777-1801гг. По проекту родоначальника классицизма в Литве Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. При исследовании обнаружены остатки старой кладки, относяться к строительству первого собора в 1388г.
После реставрации кафедрального собора в 1956г.(архитекторы В.Габрюнас, Б.Kруминис, Ю.Щейбокас) в нем размещена была картинная галерея.
В 1980г. Были реставрированы фасады, скульптуры. 
Вильнюсская кафедра - одно из ярчайших творений Л.Стоуки- Гуцявичича.
Для разработки проекта восстановления здания были приглашены несколько лучших архитекторов того времени. Состоялся конкурс, в котором победил Стоука-Гуцявичюс. За этот проект он был награжден золотой медалью. Кафедра была восстановлена в стиле классицизма, с характерной для него монументальностью и симметрией. Перепланированная кафедра стала намного больше ранней. В 1784г.Стуокас - Гуцявичюс закончил проект.
Внутри стен, как и на фасаде Стуокас-Гуцявичюс спроектировал целый ряд ниш для скульптур. Мастерски оформлен интерьер кафедры, большинство главных архитектурных элементов оставлены от первого проекта. Все детали гармонично вписываются в общую композицию сооружения.
Стоука-Гуцявичюс, как показывает анализ кафедры и других его творений, способствовал преодолению ограниченности классицизма .
После смерти Стуоки-Гуцявичюса сооружение кафедры закончил архитектор М.Шульц. 

 

 




Костёл святого Иоанна. Вильнюс.
Костёл святого Иоанна входит в ансамбль Вильнюсского университета. Стены его были выложены ещё в период ранней готики в 15в., костёл не раз подвергался разрушениям, перестройкам, поэтому в его архитектуре сохранились следы различных стилей. В 1964-1978 гг.был реставрирован, частично открыты фрески (архитектор Р.Яловяцкас). В интерьере - пышные алтари, произведения декоративно-прикладного искусства, витражи, скульптуры, изделия из металла. 

Готический костёл Св.Иоанна (1739-1749) реконструирован в стиле позднего барокко. Автор реконструкции-Ионас Кристунас Глаубиц.Костёл вместе с колокольней горделиво доминирует в ансамбле Вильнюского государственного университета.Формы позднего барокко,дополняющие структуру готического здания,соединяют стремительную вертикальность с волнистой поверхностью и с динамикой силуэтов.Это очень оригинальная,не имеющая аналогов в Литве,архитектура позднего барокко.
Зданий фронтом костёла с ажурной башенной-колоколенкой выглядит .субтильно.Выпуклые и вогнутые поверхности здесь украшают фигуры святых,а на верхних крыльях фронтах сядет изящные ангелы.Оригинален бесбашенный главный фасад костёла Иоанна-самая высокая башня Старого города(68м).Колокольня была построена в конце 16в.,реконструирована и увеличина на 2 пролёта в 1737г.под руководством Глаубица.В ней висит бронзовый колокол,который в 1676г.отлил Иоханнес Деламаре.
Интерьер костёла переделан в 1737г.также под руководством Глаубица при содействии Иоханна Хеделя и Иозанаса Васичинскаса.считается,что И.Х.создал статуи святых,а автор скульптур большого алтаря,изображающих св.Ионаса Ауксабуркиса,св.Тригалкоса Великого,св.Акзелма и св.Августина-Вашчинскиса.Сейчас в интерьере костёла Иоанна большую ценность представляют алтарь,пристроенные в 16-18вв.часовни,мемориальные памятники профессорам и знаменитым выпускникам университета,орган 18в.,витражные окна,старинная мебель,картины и скульптуры.Ансамбль алтарей-один из красивейших в Литве.Он освещается через здание окна,что создает впечатляюще театральное зрелище.Это как бы мистерия ажурной и гибкой пластики,в которой учавствуют не только фигуры,но и изменяющиеся,почти не ощущаемое пространство,свет,преобретающий метафизический смысл.Нарисованные на своде фрески изображают сцены из жизни св.Иоанна Евангелиста.
Костёл св.Иоанна-один из старейших культовых зданий города Вильнюса.



Пажайслский костёл и монастырь.
Ансамбль Пажайслиского костёла и монастыря построен в 17-18 вв.в стиле барокко. Пышный интерьер с росписью, лепнинами из стукко, резьбой по дереву, декором из мрамора. Ансамбль реставрируется поэтапно. На первом этапе( Архитектор С.Чяршкуте) завершены работы в форесториуме и северной официне.

 

Собор Св.Казимираса.Интерьер.
Первыми сооружениями в Вильнюсе для которого характерны черты западноевропейского Барокко явился собор Святого Казимираса(Sv.Kazimiero baznicia).Собор этот был построен в 1604-1618гг.монахом-иезуитом Йонасом Проховичем(Франковичем),который был учеником итальянца Д.М.Бернардо,построившего в Великом княжестве Литовском(ВКЛ)первый костёл в стиле барокко.Это создание раннего итальянской архитектуры в стиле барокко оказало затем большое влияние на архитектуру всего края...Решение пространства так или иначе соответствует архитектурным тенденциям местноготипа костёлов.Выделяется триумфальная арка и алтарь.В соборе Св.Казимираса впервые используется классические принципы Западной Европы.Важно отличить то,что по пропорциям итальянского образца отношение площади к высоте выдержано в 1:2.
Внутри кафедры распологается часовня,которую князь Владислав 4 заказал итальянцу Константину Тенкалу.
В соборе Св.Казимираса воплощён новый урбанистический принцип.Сооружение спланировано таким образом,чтобы фасад был повёрнут к широкой улице,откуда он(фасад)был бы обозрим.Фасад стал самостоятельным архитектурным акцентом.

 



Варкяйский дворец.
Древний Вильнюс-столица Литвы,особенно его старый город,богат архитектурными памятниками.Немало достоиных внимания старинных построек находится и в окрестностях Вильнюса.
Один из сравнительно хорошо сохранившихся памятников архитектуры-дворцово-усадебный комплекс,который помимо дворцовых зданий,состовляют ещё несколько строений различного типа,-находится в Варкяй,на сев.окраине Вильнюса.
Варкяйский ансамбль отличают единство композиции,черты классического стиля,плановая структура,характерная для усадебного зодчества Литвы 18в. И вместе с тем выделяющаяся оригинальностью и самобытностью.
Композиция дворцового ансамбля удачно вписана в окружающую природу.
До конца 14в.Варкяй был собственностью великих литовских князей.С тех времён сохранилось и название местности,связанное со старинной легендой.По преданию в этих местах в гнезде аиста был найден плачущий младенец.Его плач услышал охотившийся в лесу великий князь литовский.Отец ребёнка,верховный языческий жрец,сам положивший своего внебрачного сына в гнездо аиста,истолковал князю это чудо:по воле богов найдёныш в будущем должен занять его место,стать верховным жрецом.Младенца нарекли Лиздейкой(от лит."лиздас"-гнездо),а местность,где он был найден-Вяркяй(от лит."вяркти"-плакать).
В 1729-1794гг.новым хозяином Вяркяй стал епископ Игнас Масалькис,который желая поразить великолепием своей резиденции,задумал строить в Вяркяй более пышный дворец и несколько подсобных строений.Осущаствить свой замысел он поручил архитектору Лауринасу Стоуке-Гуцявичюсу(1753-1798).Авторами проекта и строителями Вяркяской усадьбы принято считать двух архитекторов-М.Кнакфуса и Л.Стуоку-Гуцявицуса.
Дворцовый ансамбль состоит из трёх дворцов,расположенных на холме:Подковообразный комплекс трёх дворцов-композиционное ядро ансамбля-состовляли центральный и два боковых корпуса,расположенные вокруг элипсоидного сквера........




Костёл Св. Петра и Павла.
(Petro ir Povilo baznicia - костёл Св.Петра и Павла), культовое здание 17-18вв. В Вильнюсе,на Антакальнисе;архитектурный памятник респ.значения. Одна из самых значит.построек в стиле барокко в Литве. Костёл в плане лат.креста ,базилик.,трёхнефный,монумент.форм, имеет массивный 39м высоты купол.Гл.фасад двухъяросный, с двумя небольшими башнями( их ниж. часть-круглая,2 и 3-й ярусы-восьмигранные),пышным парпалом с изогнутым двойным фронтоном; фасад разнообразят пилястры, балострада, колонны, ниши, скульптуры. В кон.широкого ср.нефа находятся апсида, два боковых узких нефа образуют переходные часовени. Нефы перекрытые цилиндрич. Сводами,плоскости стен расчлиняют пилястры, карнизы. Интерьер украшают алтари, многочисл. Круглые скульптуры, рельефы стуковая лепка, произв.живописи, декоративно-прикладного искусства. В скульп. Декоре доминируют геом. И раст.мотивы, своды и купол расписаны фресками на библейские , аллегорич., фантастич. темы. В костёле 40 памятников иск-ва,33 из них-респ.значения. Костёл действующий. Его окружает кам. Стена с арками(по углам стены расположены восьмигранные часовни; аркадная галерея соединяет костёл с быв.монастырём, все постоены в 17 в.)
Строительство костёла ,как фамильного мавзолея Пацов, началось в 1668 по инициативе М.К Паца. До 1671строительство велось при участии польс.арх. Й.Заора, после 1672-ит.арх. Б.Фредиани. Отделку фасада и интерьера производили иностранные скульпторы(скульп.депор в интерьере создали ит.скульпт. П.Петри и Дж.Галли) и местные мастера(М.Желявичюс и др.). Создатели фресок считается художник М да Альтамонте или М.А.Паллони.
В 1801-1804 гг. Оборудован большой алтарь с картиной "Прощание св.петра и Павла" художник П.Смуглявичюс.
В середине 19в. Созданы 4 скульптуры апостолов(художник К.Ельскис); скульптуры реставрированы в 1901-1903гг.
Во время Великой Отечественной войны был повреждён купол костёласв.Петра и Павала.
Восстановлен в 1944-1946гг. В 1968г. Проведено центральное отопление.