Грищенко А.В. 1883-


Вы хотите Бесплатно оценить или Быстро продать картину этого художника
  • Московский художник Грищенко Алексей (Алекса) Васильевич

     

    Родился 21 марта (02 апреля?) 1883 года, в городе Кролевец (сейчас Сумская область).

    Учился в университете святого Владимира в Киеве (1906—1908); окончил Московский университет (1912). Художественное образование получил в приватных школах и малярных мастерских Киева (1905—1906), Москве (1909—1910)

    Учителя по специальности: С. Светославского и К. Юона.

    Живописец, искусствовед, эссеист. Талант художника и искусствоведа раскрылся в московский период творчества, обозначенный большой культурой колоризма, связями с русским модернистическими группировками и знакомством в коллекции С. Щукина с произведениями Ван Гога, П. Гогена, О. Ренуара. Художнику особенно уважал творчество П. Сезанна, от которого перенял искусство структурирования форм, пятен, цвета, методы конструирования плоскости. Автор уважал творчество П. Пикассо, Ж. Брака, А. Матисса; увлекся идеями кубизма и фовизма. Интересы аналитикой и синтезом П. Сезанна, кубистов ощутимо в картинах московских и стамбуло - греческих периодов.

    Вместе с другими спикерами нового художественного мышления (братья В. и Д. Бурлюк, А. Шевченко, А. Куприн, К. Малевич, М. Ларионов, В. Татлин, А. Архипенко) отстаивал принципы модернистического искусства. Художник зарекомендовал себя как глубокий знаток византской и древнерусской иконописной живописи; был экспертом по этим вопросам у коллекционеров С. Морозова, И. Остроухова; вел описание реставрации икон в Кремле, руководил расчисткой иконы Вышгородской Богоматери. Иконопись, фрески итальянских примитивов, изучение ренессансного искусства в Италии обогатили колористическую концепцию. Кубизм, фовизм, византизм и древнерусской иконы, мозаики, фрески древних византийских храмов, ориентальная миниатюра сказались на стиле работ, выполненных художником в Стамбуле и его окрестностях, а также в Греции и на Крите (400 акварелей и гуашей, 10 масленых произведений, 140 рисунков).

    Представлена художником в Москве теория и практика «цвитодинамосу» оказалась в изображениях уличных сцен, пейзажах, архитектурных мотивах. С формально - технической стороны Стамбула - греческий цикл тяготеет к кубизованой, иногда абстрактной передачи цветов, форм и линий. Кубистические-фовистовский захват автора отражено в портретах. Художник использует декоративные плоскости, цвет ложится широкими структурированными пятнами; отмечает динамической форме, отчасти геометрически упрощенной, построенной на принципах кубизма. Связав собственное творчество с искусной жизнью Парижа.

    Мастер маринистических пейзажей, натюрмортов. Обнаружил талант в изображении морских существ, цветов и фигур. Под влиянием Парижской школы творческая концепция изменилась, трансформируясь в разновидность французского колоризма, родственного с экспрессионизмом. Рисовал корпусно, уверенным пастозным мазком, сочетая динамические плоскости с плоскостями, где поверхность краски выглаженная, приглушенные. Художник активно использовал цвет в свете модерных основ «цвитодинамосу», сочетая его с Парижским колоритом. В традициях Парижской школы в 1930-70-х годов создал сотни первородных полотен. В творчестве художника выделяют два периода: московско-стамбульский, который характеризуется «геометризацией», тяготением к кубизму, и парижский, отмечается развитием пост импрессионистической традиций Парижской школы (экспрессивная колористка, оптимизм мировоззрения).

    Член модерного художественного движения. Сотрудничал с Ассоциацией независимых украинских художников. Совершил творческие путешествия по зарубежным странам.

    Работал преподавателем в художественной школе И. Машкова и народном университете. Член комиссии охраны исторических памятников (с ноября 1917); одновременно — профессор государственных мастерских живописи, скульптуры и архитектуры.

    Участвовал в выставках с 1913 года. Важные выставки — «Бубновый валет», «Союз молодежи», «Новое товарищество художников», «Московский салон». Персональные выставки — в Москве (1919), Афинах (1921, 1923), Париже (1922—1930, 1933, 1936, 1945, 1947, 1950, 1957, 1962), Мадриде (1934), Барселоне (1935—1936), Стокгольме (1937), Гетеборге, Львове (1937), Лиможе (1943—1944), Труа (1944), Касабланке, Феци (1947), Страсбурге (1952—1953, 1955), Нью-Йорке (1958), Торонто (1960).

    Основные произведения: «Натюрморт с агавой» (1915—1918), «Красный кувшин» (1917), «Мост на реке Москва» (1918), «Годы бури и натиска» (1967), «Церковь Кахрие-Джами» (1919), «Святая София», «Турок в кафе», «Греческая церковь» (1920), «Стамбульский парень» (1921), «Турецкая женщина» (1920), «Художник» (1932), «Мостик» (1918), «Деревья», «Рыбный базар. Севилья», «Грибы» (1920-е годы), «Красный дом. Стамбул», «Кофейня в Стамбуле», «Танец дервиша», «Грибы» (1920), «Турки в кафе» (1921), «Турчанка в чадре» (1922), «Художник», «Гора Ида» (1923), «Коибра. Португалия» (1924), «Белый замок» (1925), «Корсика» (1928), «Мыс Мартен» (1929), «Парусное судно. Тулон» (1932), «Северное море», «Испанский танец» (1934), «Барки. Испания» (1939), «Мадам А. Г.», «Женщина в голубом» (1944), «Возвращение шаланды» (1946), «Буря над Ербалунгом» (1954), «Таймс-сквер» (1958) , «Стога сена. Пиренеи», «Радуга в небе» (1959), «Британский пейзаж» (1960), «Венеция» (1962), «Дерево Иуды» (1963).

    Произведения хранятся в Национальном музее современного искусства в Париже, Королевском музеях в Копенгагене и Брюсселе, Музее современного искусства в Мадриде, Монреальском художественном музее, Национальном музее во Львове.

    Умер 29 января 1977 года, в городе Ванс, Франция.

На странице картин:   

Источник: Грищенко Алексей (Алекса) Васильевич