Кропивницкий М.Л. 1840-


Вы хотите Бесплатно оценить или Быстро продать картину этого художника
  • Харьковский художник Кропивницкий Марк Лукич

     

    Родился 10 (22?) мая 1840 года, в селе Бежбайраки (сейчас Кропивницкое, Новоукрского района, Кировогрская область). Отец Александры, Владимира и Ольги, дед Игоря Кропивницких.

    Окончил четырехклассную школу в город Бобринец (ныне Кировоградская область, 1856); вольнослушатель юридического факультета, Университета святого Владимира в Киеве (1862—1863).

    Драматург, актер, режиссер, эстрадный исполнитель, композитор, хормейстер, театральный художник. Среди удивленных неимоверных признанием украинских актеров была и семья императора Александра III, для которой было устроено специализированые показы спектаклей. Из Санкт-Петербурга трупа художника переехала (1887) в Москву, где должна не меньшую популярность, (осенью 1887) вернулась опять к Санкт-Петербурга, (в январе 1888) — в Москву. Это не понравилось императорской власти, которая видела в спектаклях коллектива автора, как и впоследствии других украинских труп, проявления украинского сепаратизма, и с тех пор театральная цензура «свирепствовала», рассматривая тексты украинской пьесы, началась долговременная система издевательства над всеми пьесами украинских драматургов и запрета отдельных спектаклей. В того времени в прессе появились полярные оценки деятельности труппы автора — от восторга к отрицанию. Были даже попытки переманить проводных актеров труппы, прежде всего М. Заньковецкой, на императорскую сцену. Художественную победу украинских артистов признали даже злейшие враги украинский, не признавали их право на свой язык и культуру. В этом заключалось основные значение героического поступка художника течение наступление лет возглавлял трупы с обновленными составами актеров (1888—1893; 1894—1900), с которыми он не менее удачно выступал не только на украинской этнической территории, в том числе и на правобережной Украине (1893 там восстановлено право играть украинского спектакля), но и на Дону (Ростов, Новочеркасск), Кубани (Екатеринодар, ныне Краснодар), в Бессарабии (Кишинев), Москве, Санкт-Петербурге, городах Центр. России (Курск, Орел, Воронеж, Тверь, Псков), в Северном Кавказе и Закавказье (Ставрополь, Владикавказ, Тифлис, ныне Тбилиси, Батум, ныне Батуми, Кутаиси, Баку), в Крыму (Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта), Беларуси (Минск, Гомель, Бобруйск), на територии Литвы (Вильно, ныне Вильнюс, Ковно, ныне Каунас), Польше (Варшава).

    Работал на различных канцелярских должностях в уездных учреждениях Бобринця и Елисаветград (ныне Кировоград; 1863—1871), принимал участие в любительских спектаклях; дебютировал как актер в роли Стецько («Сватовство на Гончар» Квитки-Основьяненко; ноябрь 1871) на профессиональной сцене в народном театре И. и Д. Морковых и М. Чернышева; режиссер Одесских украинских представлений; во главе собственной украинской трупы выступал в Санкт-Петербурге (май - август 1874); актер и режиссер украинского — тогда Русского народной театра «Русская беседа» в Галичине (апрель - октябрь 1875). Работал в оперетте, актером русской странствийной трупы, одну из которых возглавлял (1876—1881). Превратив русскую труппу Г. Ашкаренко в Кременчуге (ныне Полтавская область) на украинскую (осень 1881), выступал с ней в Харькове (конец 1881) и Киеве (январь 1882), вызвал восстановления украинского театра в пределах Российской империи. В Елисаветграде организовал собственную украинскую антрепризу (осень 1882), выступил с большим успехом в Киеве (1883 директор этой труппы стал М. Старицкий). Труппа провела свои первые триумфальные гастроли в Одессе, Николаеве, Елисаветграде, Киеве, Житомире, Новочеркасске, Таганроге, Воронеже (Россия), Харькове, Кишиневе (1883—1885),

    Основные произведения: пьесы — «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или Паук», «По ревизии», «Две семьи», «Сумасброд», «Олеся», «Заиленные источники», «Перед волей», «Нашествие варваров», «Супротивные течения», «Конон Блискавиченко», «Мамаша», «Старые сучки и молодежи поросли», «Зерно и полова», «Казнена сила», «Никита Старостенко, или заметишь, как бедствие спобижить» (1863; 1873 переделал ее и впервые выставил под названием «Дай сердечные волю, заведет в неволю»).

    Умер 08 (21?) апреля 1910 года, похоронен в городе Харьков. Возвращаясь из Одесских гастролей, умер в поезде Харков - Николаев железные дороги.

На странице картин:   

Источник: Кропивницкий Марк Лукич