Китайское искусство

 

История китайской культуры охватывает долгий 5000 лет. период. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.

Вся китайская цивилизация делится на периоды, названных именами правящих династий страны.

Старые находки дотируются 3 тыс. до Р.Х. Это культурные остатки Янгшао (керамика, геометрического орнамента, объединённые (соединённые) кости, полированные каменные инструменты). 2 тыс. до Р.Х. создаётся чёрная неорнаментовая керамика (Лунгшанская культура). Начинает формироваться старейшая Китайская религия, основы которой толкуют в Янгшанской культуре.

Фотография Великой китайской стены.

(Великая китайская стена 3век до Р.Х.- 15в.)

Суть религии – обожествить явления и силы природы: солнце, луну, землю, реки и горы. Небо было главным божеством. Жертвы и молитвы относились к силам природы. Высочайшие функции жрецов относились к самому владыке. (конец 25стр.)

Большую роль играл культ мёртвых. В могилы мёртвых клали много разных вещей, которые должны их  провожать и охранять в загробной жизни. По разнообразным могильным остаткам можно судить о чётком классовом разделении.

16-11 век до Р. Х. – Инкский (Шангский) период. Начал формироваться старый опоясывающий план городов (Аньян), в центре которых строили дворец владыки и храм.

Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и деревянной добавки без камней. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря. Сильно распространялись изделия из бронзы, белой глины, гравированные нефритом, инкрустированные золотом, малахитом бронзовое оружие. В Шангский (Инкский) период найдено много изделий из бронзы, особенно бытового и культурного значения, посуда, украшения с орнаментом. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие века. Простая бронзовая полуда снаружи украшалась символическими образами, а внутри – иероглифическими записями, с именами знатных людей или дарственными надписями. В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой. Особенно были распространены образы молний и спиральных облаков, фантастических животных, изображение драконов в облаках, символизирующие могущество природных сил. По старым китайским понятиям, эти образы имели магические значения – помогали получить от духов природы хорошую погоду, дожди, плодородие.

                                         Фотография вазы (посуда белой керамики 16-11в. до Р.Х.)

Период династии Джоу(11-3 в. до Р.Х.) Система религиозно- философского  даосизма и конфуцианизма сделали большой вклад в культуру и искусство. В середине первого тысячелетия до Р.Х. сформировались основные принципы архитектуры  и планирования городов. Строили много фортификационных сооружений, отдельные защитные стены с севера королевства стали, объединятся в одну сплошную Великую китайскую стену (3 в. до Р.Х.-15 в.; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 8 метров и длина 5000 км) с четырёхугольными охранными башнями. Формируются каркасные конструкции, деревянная (позже кирпичная) типы прямоугольного плана строения. Двускатные крыши построек покрывались соломой (позже черепицей). Распространяются подземные двухэтажные мавзолеи, их стены и потолки украшались стенной живописью, инкрустацией, около ставились каменные статуи фантастических животных. Появились характерные виды китайской живописи – (конец 26стр.)

 

 

Регламент искусства существующего в конфуционистической идеологии. Художественной речью желание напомнить людям нравственность прошедшего “золотого века”. Создаются конструктивные и декоративные элементы архитектурных строений (система множества кронштейнов, угловые изгибы крыш или “летающие крыши”. Картины небольших форматов писались на шёлке, веерах, ширмах, листах бумаги (8, 10 и 12 листов альбомы). Картинам характерны тесные живописные, поэзии и калиграфические связи, которых определяет декоративное кино производство, для всего искусства общии предмет — кисточка. В период Ханов распространяется керамическая посуда, украшенная геометрическим орнаментом. В этом периоде производятся позолоченные, бронзовые зеркала, в???ты шолк, производятся изделия из нефрита.

С III в., распространившись буддизму из Индии, в пещерах выбитые монастырские храмы, так же фигуры Будды. Строились деревянные храмы. А?еях императорских кладбищ, называемых улицей душ, строились фигуры животных и др. каменные статуи. Изображены первые пейзажи, оглашены первые действия художественной теории.

(“Шесть животных законов”, V век)

 

 

Династии Тангов (618-907) времён архитектура и искусство известны величественные и совершенные формы (

 

 

В живописи формируются новые сорта картин: портреты, олимеличны. Особенно известны работы

 

 

Называемая пятая династия (907-960) созданы первые художественные академии, где уделяется много внимания теории и техники живописи.

Во время династии Сунгов (960-1279)

 

 

в городах созданы искусственные сады и озёра, характерные скульптурные формы, привычные движение. Торжествует пейзаж.

Время молодых династов монголов (1279-1368) архитектура и искусство придерживались традиции Тангов и Сунгов. Особенных высот достигла живопись туша и пака. Скульптуры сделаны из глины, дерева, бронзы. С них были сделаны надгробные памятники (первого кино императора Цин Ши Хванг-ди армия из 7000 форм натуральных размеров 200 м.

Большую роль в истории кино культуры сыграло старейшие кино мудрости и книга судьбы предположения, называемая “Книга перемен”. В ней символом с??стофории и речью субтильных намёков поясняется с система мировоззрения. Здесь мир понятен как своеобразный зародыш, внутри которого соединялись мужская светлая сила — ???? и женская тёмная — ??? . Эти два начало явления не существуют один без другого, “Книга перемен” имело большое внимание для дальнейшей кино эстетической мысли и ?????????? искусства.

 

Высшей степени книга достигла в начале III века ???? III века. ????? управляе династиям Цинов и Ханов. В то время страна была соединена в крупное централизованное государство, достигающей границ Кореи и Индокинии. Велась торговля со Средней Азией, Сирией, Ираном, империей Рома (Большая дорога шелка). Введена единая системы метражей веса, длины, проведены каналы расстилания, выполнена письменная реформа.

С II века ???? сиридины конфуционизм утвердился как официальная религиозная философская система, но развивались и другие философские волны. Это ??????????? просочившись мистической душой. Так же в Кинию начала проникать школа буддизма.

 

- поэты (художники сами создавали строчки, предписания и печати). В период династии Мингов (1368-1644) и Цингов (1644-1912) сформировались симметричные, точного плана города с внутренней и внешней частью. Во внутреннем центре города стоял называемый Запрещенный город с большим императорским замком и с комплексами храмов. Почти заново перестроена столица Пекин. В прикладной части начали доминировать изделия из красного лака и фарфора. Прикладная часть достигла такого уровня, что создала образ Китая в Европе.

Предполагается, что бумага найдена в Китае в 105 г. В Vlll в. она попала к арабам, а от них распространилась на Запад . (Первая греческая бумажная рукопись, созданная не в Византии , а в Дамаске , датируемая 800 г. В Византии бумага появилась не позже Xl в. 1109 годом датируемая древнейшая рукопись в Сицилии , в Xlll в. бумага появиоась в Германии). Произведения китайской живописи в Европе в первый раз появились в конце XVll в. Столько они, столько описания путешествий во время рококо подняли настоящую китайскую моду искусства. Живописные ремесла были массово подражаемы и импортированы. В особенности излюблены лаковые изделия , фарфоровая посуда и скульптурки, шелк , веера и др. Гравюра с орнаментами , мебель , даже целые помещения были украшены сценами из жизни китайцев. В парках замка устроены были павильоны и пагоды (Дворец Потсдама Сансуси).

Дальний Восток и Литва. Волна моды ориентализма не обошла и Литву.XVlll-XlX в. в имениях , в городских дворцах появились китайские , японские тарелки ,вазы, фарфоровая посуда , восточные лампы , зонты , мебель ,японские рисунки на шелке , китайские письменности матрицы. Дворяне и зажиточные купцы путешествовали на Восток. Так граф Б. Г.Тишкявичюс во второй половине XlX в. бывал несколько раз в Восточных странах В Китае получил мандариновый титул. Известно, что в Красном поместье близ Каунаса он собирал театрализованные гуляния и пиры Помещик одевшись в старинные мандариновые одежды китайского чиновника, сидев в повозке, а слуги , переодевшись китайцами , носили его по парку , освещенному тысячей китайских фонариков . Здесь был построен и китайсский павильон . В конце XlXв. В Японии жил вильнюсец Нявярдовскис, который позже в Вильнюсе создал местный музей Восточного искусства. В начале XlX В.уже было немало выставок с примерами Восточного искусства. Известнейшие литовские коллекционеры В. Даумантас, П. Галауке, А.Рачкус и др. накопили сборники работ Восточного искусства. В Литовских музеях охраняются ценные экспонаты например, В Шяуляйском музее “Аушра”есть интересная коллекция японских гравюр из имения Сантеклов, устраивались выставки Восточного искусства. 

1.Какие ветви искусства самые значительные в Китае? 

2.Что изобрели китайцы первый раз в мире? 

3.Расскажите историю появления бумаги.