АБРАМЦЕВСКИЙ (МАМОНТОВСКИЙ) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК - это название получили представители творческой интеллигенции, в основном московской, объединившиеся вокруг известного предпринимателя и мецената С.И. Мамонтова. Художники и любители искусств собирались летом в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, расположенном близ Сергиева Посада. Кружок, никогда не бывший официальным обществом, просуществовал с 1878 по 1893 г. В имении были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы). В Абрамцевский кружок входили А.М. и В.М. Васнецовы, М.А. Врубель, К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.С. Станиславский и многие другие.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (АБСТРАКЦИОНИЗМ) - беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, направление художественного творчества, не использующее изображение окружающего мира в привычных формах. Предметы и свои эмоции абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем). Неизобразительные картины сложно организованы по ритмике и цвету. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. В России абстрактное искусство после Октябрьской революции развивалось как андерграунд. С 1990 г. оно выступает на одном уровне с другими формами художественного творчества.

АБСТРАКЦИЯ - отвлечение от ряда конкретных свойств предметов и от каких-либо конкретных отношений между ними. Та или иная степень А. присуща искусству с момента его возникновения. В XX в. наряду с необходимостью всемерно расширить круг явлений, попадающих в поле зрения художника, рождается стремление отделить искусство от повседневного зрительного опыта и сделать его выражением отвлеченных сущностей, интуитивно постигаемых идей. Это вызвало появление абстрактного искусства.

АВАНГАРДИЗМ - условное наименование различных художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, аналитическое искусство, лучизм, конструктивизм, кубофутуризм, супрематизм, концептуализм, минимализм, постмодернизм, поп-арт, акционизм и др.) в искусстве XX века, для которых характерно стремление к коренному изменению принципов и традиций художественной практики. Авангардисты стремятся к новым средствам выражения и формам произведений. Некоторый спад авангардизма произошел перед второй мировой войной. После ее окончания происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм.

АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО - одна из форм идейно-политического и эстетического воздействия на массы. Наибольшее распространение получило в XX в. в России после Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 г.. Бурное развитие получила графика, прежде всего плакат. Красочно оформлялись революционные празднества, демонстрации и парады, рабочие клубы. Многие ведущие художники (С. Герасимов, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, В. Татлин и др.) участвовали в подобных работах, создавали к различным датам красочные панно, объемные конструкции. После Второй мировой войны агитационное искусство, ограничившись политической пропагандой, приобрело характер формального и безадресного назидания.

"АДСКАЯ ПОЧТА" - сатирический журнал, начавший выходить в 1905 г.

АКАДЕМИЗМ - направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. Было основано на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Считая современную действительность низкой и недостойной " высокого искусства", академизм противопоставлял ей вневременные формы красоты, мифологические, исторические или библейские сюжеты. Со временем академическая система стала консервативной, насаждала казенное, отвлеченное от жизни искусство. В середине XIX в. в России деятельность Академии художеств пришла в противоречие с развитием живописного процесса. В 1863 г. произошел публичный разрыв с Академией группы ее выпускников ( во главе с И.Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Именно с этого времени понятие " академизм" приобрело отрицательный смысл, характеризуя это направление как догматическое.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (АХ) в России - основана в 1757 г. в Петербурге как "Академия трех знатнейших художеств". С 1764 - Императорская Академия художеств. После революции 1917 г. Академия была ликвидирована и создан новый учебный центр, название которого несколько раз менялось. Но основы художественной школы и педагогической деятельности были сохранены. В 1932-1947 гг. АХ России стала именоваться Всероссийской Академией художеств. В 1947 г. была учреждена Академия художеств СССР, в 1992 г. преобразована в Российскую Академию художеств.

АКЦИОНИЗМ (англ. action art - искусство действия) - обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации). Представители акционизма считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов. Истоки акционизма следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. Движение стремится стереть грань между искусством и действительностью.

"АЛАЯ РОЗА" - объединение московских живописцев символического направления. Возглавляли его П. Кузнецов и П.Уткин - уроженцы гор. Саратова, где в 1904 г. и состоялась первая выставка объединения. С 1905 г. члены группы участвовали в выставках Московского товарищества художников и сотрудничали в печатном органе московских символистов - журнале "Весы". В 1907 г. они составили ядро новой группы - "Голубая роза", где продолжали развивать символистское направление и принципы декоративизма в живописи.

АМПИР - стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. в странах Европы. Ампир черпал в искусстве Древней Греции, императорского Рима и Древнего Египта, с одной стороны, монументализм, лаконизм, а с другой - идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. В России ампир (высокий классицизм) получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга и Москвы.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - метод, разработанный и обоснованный Павлом Филоновым в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х гг. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом "органического роста" художественной формы и "сделанности" картин. В своем искусстве Филонов шел от частного к общему, от "элементарных частиц" природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. В 1925 г. Филонов возглавил коллектив "Мастера аналитического искусства"

АНДЕРГРАУНД (англ. underground - подполье) - понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру, противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в обществе. В России в советский период понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.п. В русле андерграунда развивались течения авангардизма, соц-арта и других оппозиционных направлений. После снятия ограничений на свободу художественного творчества в начале 1990-х годов андерграунд сошел на нет.

"АПОЛЛОН" - журнал, издававшийся Сергеем Маковским в Санкт-Петербурге в 1909-1918 гг.

АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ) - объединение, созданное в 1863 г. группой молодых художников - участников "бунта четырнадцати", которые оставили Академию художеств, отказавшись писать на заданные темы. Художники жили все вместе на Васильевском острове, вели общее хозяйство и занимались творчеством. В 1965 г. был принят устав Артели, где было оговорено совместное выполнение заказов и распределение гонораров. Артель занималась также организацией выставок. Просуществовало объединение недолго - после выхода из Артели в 1870 г. И.Н. Крамского она распалась. Многие ее члены приняли участие в ТПХВ.

АСНОВА - Ассоциация новых архитекторов

АССАМБЛАЖ - собирательное понятие, охватывающее различные типы материальных комбинаций, создававшихся художниками-нонконформистами 1960-х - 1970-х гг.

АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (АХРР) с 1928 - АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИИ, АХР). Основана в мае 1922 г. Члены ассоциации считали своей главной задачей создание жанровых картин на сюжеты современной жизни. Они выступали против лозунга "искусство для искусства", стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с левыми направления в искусстве, наносившими, по их мнению, вред реалистической живописи. Среди учредителей ассоциации были Архипов, Богородский, Кацман, Малютин и др. Количество членов стремительно увеличивалось, возникали филиалы в республиках и городах. Организовывались многочисленные выставки, публиковались альбомы и каталоги, в 1929 г. стал издаваться журнал "Искусство в массы". В 1932 г. специальным постановлением ЦК ВКП(б) деятельность ассоциации была прекращена.

АХ - Академия художеств (учебное заведение), Ленинград

АХ СССР - Академия художеств СССР

АХР - Ассоциация художников революции, см. АХРР.

АХРР - Ассоциация художников революционной России

АХЧУ - Ассоциация художников Красной Украины

БАРОККО (итал. barocco - причудливый, странный) - один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII вв. Искусство барокко характеризует грандиозность, пышность, интенсивность чувств, сильные контрасты: иллюзорного и реального, масштабов и ритма, света и тени, материалов и фактур. Эпоха барокко отмечена подъемом и синтезом архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. В России этот подъем пришелся на первую половину XVIII в.: городские и усадебные ансамбли Петербурга, Петергофа, Царского Села отличаются торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов.

БАШНЯ - такое название в 1910-х годах носили некоторые московские художественные мастерские. Первой "башней" стала называться мастерская художника В.В. Рождественского на Кузнецком мосту, это была одна из тех свободных мастерских, где художники могли рисовать обнаженную натуру. В память об этой мастерской "башней" стали называть мастерскую, организованную Татлиным на Остоженке (1912-15).

БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО - см. Абстрактное искусство.

"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" - объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Для художников этого объединения характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма (так называемый русский сезаннизм; существенно также влияние фовизма и кубизма), обращение к приемам русского народного искусства. В выставках объединения участвовали такие художники, как В. Кандинский, Н. Гончарова, М. Ларионов, братья Бурлюки, А. Лентулов, Р. Фальк, К. Малевич и др. В 1911 г. от "Бубнового валета" откололась группа художников, тяготевшая к примитивизму, кубофутуризму и абстрактному искусству (Бурлюки, Гончарова, Малевич и др.), которая организовала самостоятельную выставку "Ослиный хвост". В 1916-1917 гг. из объединения вышли художники, придерживающиеся умеренных взглядов и приверженные более традиционной станковой картине (Кончаловский, Машков, Лентулов и др.), все они перешли в "Мир искусства". После этого "Бубновый валет" распался.

"БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА" - 15 сентября 1974 г.состоялась попытка нонконформистов выйти к широкой публике, устроенная ими на улице выставка была разогнана с помощью милиции и строительной техники. Широкий резонанс, который получила на западе история с "Бульдозерной выставкой", заставила власти, спустя две недели, разрешить проведение аналогичной выставки под открытым небом в Измайлове. К участию в выставке были допущены все желающие, как "левые" профессионалы, так и любители.

"ВЕНОК" - кратковременное выставочное объединение, членами которого были художники Москвы и Петербурга, близкие к символизму, в том числе участники "Голубой розы" и выставки "Стефанос", состоявшейся в Москве зимой 1907-08 гг. В группу входили А. Карев, П. Кузнецов, М. Ларионов и др.

"ВЕСЫ" - журнал, выходивший в Москве в 1904-1909 гг., орган московских символистов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный для истории Европы этап между Средними веками и Новым временем. Термин "Возрождение" является калькой французского термина "Ренессанс". Эпоха Возрождения характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусства, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности, обращением к античной культуре как к высшему духовному авторитету, источнику знаний, этических и эстетических ценностей.

ВСХВ - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, Москва

ВХУ при ИАХ - Высшее художественное училище при Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств

ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт

ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские

ВЫСШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ (Вхутемас) - учебное заведение в Москве (1921-26). Имел факультеты художественные и производственные. Значение Вхутемаса особенно важно в становлении дизайна и производственного искусства. Преобразован во Вхутеин.

ВЫСШИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Вхутеин) - учебное заведение в Москве (1926-30), был создан в результате преобразования Вхутемаса и в основном сохранил его структуру и цели, но постепенно менял ориентацию, переходя к подготовке художников-станковистов. Закрыт в условиях начавшейся борьбы с формализмом в советском искусстве. В Петрограде учебное заведение с аналогичным названием было создано на базе Академии художеств в 1922 г., просуществовало до 1930 г. Впоследствии на его базе был основан Художественный институт (с 1944 - Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина).

Гинхук - Государственный институт художественной культуры (Инхук)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Гинхук). Основан К. Малевичем в 1922 г. В 1926 г. Гинхук был закрыт.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (англ. hyperrealism) - фотореализм, направление в американском и западном искусстве, сложившееся к концу 1960-х гг. и стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка. Это течение пыталось дать максимально объективную картину действительности за счет имитации образов фотографии. Представители гиперреализма применяют в основном приемы, сводящие до минимума следы личного почерка художника. При этом индивидуальность техники совершенно пропадает.

ГИТИС - Государственный театральный институт, Москва

ГМИИ им. А.С. Пушкина - Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Москва

"ГОЛУБАЯ РОЗА" - художественное объединение символистской направленности. Получила название от одноименной выставки (1907, Москва), которая была организована журналом "Золотое руно". В состав объединения входили живописцы и графики П. Кузнецов, Н. Крымов, М. Сарьян, С. Судейкин и др. Работам членов группы присущи плоскостно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов, приглушенные цветовые сочетания, склонность к ориенталистским мотивам, мистически-иносказательной тематике. Объединение прекратило свое существование в 1910 г.

ГОСИЗДАТ - Государственное издательство РСФСР

ГРАФФИТИ - в первоначальном значении надписи или рисунки, обнаруженные на стенах античных сооружений и сосудов. Так называют также и современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, оградах, в метро детьми или взрослыми. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются любым оказавшимся под рукой материалом. Как проявление "низового", наивного творчества граффити привлекали внимание многих современных художников, ценивших в них предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения.

ГРМ - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

ГРОТЕСК - тип художественной образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

ГРУППА "13" - выставочное объединение художников-графиков рубежа 1920-1930-х годов, получившее название по числу участников первой выставки. Всего

ГСХМ (Свомас) - Государственные свободные художественные мастерские

ГТГ - Государственная Третьяковская галерея, Москва

ГЦТМ им. А.И. Бахрушина - Государственный центральный театральный музей им. А.И. Бахрушина

ГЭ - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ДАДАИЗМ (франц. dadaisme, от dado - деревянная лошадка, в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - модернистское направление в западноевропейском искусстве. Зародился в Цюрихе в 1916 г., характеризуется иррационализмом, демонстративной антиэстетикой, отрицанием каких-либо традиций. Дадаистские методы комбинации "готовых" предметов стали в середине XX века источником поп-арта.

ДЕТГИЗ - Издательство детской литературы, Москва - Ленинград (с 1933), с 1963 - "Детская литература"

"ЖАР-ЦВЕТ" - объединение живописцев и графиков, основанное в Москве в декабре 1923 г. Ядром объединения стали бывшие члены "Мира искусств" (Богаевский, Архипов, Добужинский, Петров-Водкин и др.) и "Московского салона". Все они внимательно относились к вопросам художественного мастерства, к культуре живописи и рисунка, к картине в ее традиционной форме. Одновременно для произведений этих художников характерна тяга к декоративной стилизации. Деятельность объединения в основном заключалась в организации выставок. В 1929 г. объединение распалось.

ЗОРВЕД (от слов "зорко ведать") - отделение органической культуры Гинхука, которой руководил М.В. Матюшин и которая занималась научным изучением изменяемости цвета и формы, связи зрительных, осязательных и слуховых раздражений при восприятии. Созданию группы сопутствовала декларация Матюшина (1923), а итогом работы стал "Справочник по цвету".

ИАХ - Императорская Санкт-Петербургская Академия художеств

ИЗОБРИГАДА - см. Общество станковистов.

ИЗОРАМ - Изобразительное искусство рабочей молодежи

ИМПРЕССИОНИЗМ - направление в искусстве XIX - начала XX вв. Появилось во Франции после выставки 1874 г., на которой была экспонирована картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". В своих картинах импрессионисты стремятся запечатлеть как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохранить свежесть первого впечатления. Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество таких русских художников, как К.А Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь и др.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации. Широко распространена в современном искусстве. Эстетическое содержание инсталляции - в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате преображения окружающей среды и смены контекстов.

ИНХУК - см. Гинхук

ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ - условное собирательное название стилизаторского использования элементов декора крупных стилевых систем прошлого.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и др. элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х гг., однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме, дадаизме. В Советском Союзе в 1960-х гг. действовала группа кинетистов "Движение".

КЛАССИЦИЗМ - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. В искусстве классицизма главенствуют уравновешенность и симметрия, статика, четкие геометрические формы. В русском искусстве развитие классицизма падает на последнюю треть XVIII - первую треть XIX в. Все лучшие архитектурные ансамбли Петербурга, Москвы, Твери и др. появляются именно в этот период. В живописи наиболее ярко классицизм проявился в произведениях исторического и мифологического жанров.

КМРИ - Киевский музей русского искусства

"КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ" - см. Концептуализм.

КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в советском искусстве начала XX в. Конструктивисты поставили себе задачу "конструирования" окружающей среды, стремились осмыслить возможности новой техники, исследовали эстетику таких материалов, как металл, стекло, дерево. В борьбе за практичность были разработаны проекты домов культуры, рабочих клубов, фабрик-кухонь, модели рабочей одежды. К конструктивистам принадлежали художники А. Родченко, В. Татлин, В. Степанова и др.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - одно из направлений в искусстве авангарда, зародившееся в 1960-е гг. Особенность этого стиля состоит в принципиальном отказе от воплощения идеи в материале, то есть в сведении искусства исключительно к феноменам сознания. Произведения концептуального искусства связаны с текстами, надписями, документами, то есть с областью языка. При этом материальные средства выполняют роль лишь возбудителя представлений; предметом созерцания является мысленная форма. В русском искусстве художниками-концептуалистами традиционно считаются такие авторы, как И. Кабаков, И. Чуйков, В. Пивоваров, Д.А. Пригов, группы "Коллективные действия", "Мухомор", "Гнездо", "Медицинская герменевтика" и др.

"КРУГ ХУДОЖНИКОВ" - объединение живописцев и скульпторов, организованное в 1926 г. в Ленинграде. Своей главной целью участники объединения считали утверждение в стране живописи и скульптуры как искусства и профессии живописца и скульптора как подлинной профессии. Было организовано несколько выставок, члены объединения организовывали экскурсии, читали лекции, устраивали диспуты. Идеологические расхождения, возникшие в 1928 г. среди художников "Круга", стали причиной его распада. После 1930 г. активная деятельность объединения прекратилась, формально же "Круг художников" просуществовал до весны 1932 г.

КУБИЗМ - модернистское течение, возникшее в первой четверти XX в. Отказавшись от традиционного реалистического искусства, представители направления обратились к первичным элементарным формам (куб, шар, цилиндр, конус), конструировали объемные формы на плоскости. Сильное влияние на развитие кубизма оказали П. Писассо, Ж. Брак, Х. Грис. В России кубизмом увлекались К. Малевич, В. Татлин и др.

КУБОФУТУРИЗМ - течение в русском искусстве 1910-х гг., возникшее на стыке живописи и литературы. Поэты-футуристы активно сотрудничали с художниками-кубистами. В результате выпущен ряд поэтических сборников, оформленных художниками этого течения. Главные фигуры кубофутуризма в России - Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский и др.

КХУ - Киевское художественное училище

ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВА (ЛЕФ; с 1929 г. - РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВА - РЕФ) - литературно-художественное объединение, созданное в Москве в конце 1922 г. представителями авангардистских направлений. Члены ЛЕФа стремились создать новое революционное искусство, которое, по их мнению, должно было стать "подлинно пролетарским" и навсегда заслонить в сознании масс "буржуазно-дворянское" культурное наследие. Участники объединения считали себя преемниками пластических идей кубофутуристов. Отвергая классические формы - картину в живописи, роман в литературе и т.п., своей задачей они считали создание новых, динамичных форм творчества, связанных с производством, - "производственного искусства". Это стремление дало, в частности, толчок к развитию дизайна. Со временем объединение все агрессивнее стало проявлять свою идеологическую направленность, декларируя теорию "социального заказа". В 1929 г. ЛЕФ был переименован в РЕФ, а в начале 1930 г. прекратил свое существование.

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ им. В.И. МУХИНОЙ - см. Центральное училище технического рисования барона Штиглица

ЛЕФ - Левый фронт искусства

ЛОСХ - Ленинградский областной союз художников

ЛУЧИЗМ - один из ранних опытов авангардной живописи. Создатель течения - М.Ф. Ларионов - изложил его теорию в брошюре "Лучизм" (1913). По мнению Ларионова, художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов, Лучи, как правило, изображались цветными линиями. Течение предшествовало беспредметному искусству, конфигуративной живописи, вызывало природные ассоциации, но не более того - живописного направления из лучизма не получилось.

"МАГАЗИН" - выставочное объединение московских и петроградских художников. Выставка открылась в Москве в марте 1916 г., в ней участвовали художники-футуристы Л. Бруни, И. Клюн, Л. Попова, А. Родченко, В. Татлин и др. Весной 1917 г. участники выставки и петроградские художники основали под тем же названием Общество совершенствования зрения и слуха. Члены общества стояли на позициях авангардного искусства.

"МАКОВЕЦ" (до 1924 г. - Союз художников и поэтов "Искусство - жизнь") - объединение, основанное в Москве в 1921 г. по инициативе молодых художников и литераторов, выступавших за высокую духовность искусства, за наследование классических традиций. В объединение вошли участники выставок "Московского салона", "Мира искусства", отчасти "Бубнового валета", а также творческая молодежь - Сергей Герасимов, Вера Пестель, Сергей Романович, Александр Шевченко и др. Причиной распада "Маковца" стало отсутствие единых творческих установок входивших в его состав художников. В 1926 г. объединение прекратило свою деятельность.

МАРХИ - Московский архитектурный институт

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - господствующий в индустриальном обществе конца XIX-XX вв. тип культуры, руководимый идеологическими стереотипами и функционирующий как промышленно-коммерческое производство. Принадлежит к числу стандартизованных явлений духовной жизни общества, внедряемых в сознание людей средствами массовой коммуникации. Характеризуется насаждением конформизма в общественном сознании, примитивизацией изображения человеческих отношений, культом сильных личностей, успеха, личного преуспеяния.

МАССОВОЕ ИСКУССТВО - понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.

"МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА" - см. Аналитическое искусство

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - искусство, появившееся в нашей стране в 1950-е гг. Художников этого направления прежде всего интересовали серьезные проблемы бытия, а также поиски, связанные с областью духовного. Свет и Тьма, Космос и Хаос, Любовь и Смерть - вот лишь некоторые темы, которые затрагивали художники метафизического направления. К ним можно отнести таких авторов как: М. Шварцман, Э. Штейнберг, Д. Краснопевцев и др.

МЖК - Музей живописной культуры, Москва

МИНИМАЛИЗМ - направление авангардизма 1960-х - начала 1970-х гг. Произведения, созданные в этом стиле, отличает намеренная простота формы, которая зачастую сведена к элементарным геометрическим контурам, а также колористический лаконизм.

"МИР ИСКУССТВА" - художественное объединение, основанное в 1898 г. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала "Мир искусства" объединение существовало до 1904 г. В 1904-10 гг. большинство членов этого объединения входило в Союз русских художников и общество формально не существовало. В 1910 г. Бенуа и еще 17 художников вышли из СРХ и создали самостоятельное общество под прежним названием. "Мир искусства" включал многих петербургских и московских живописцев и графиков. Мировоззренческие установки деятелей "Мира искусства" во многом определялись неприятием антиэстетизма современного общества, стремлением противопоставить ему "вечные" духовные и художественные ценности. Декларируя идеал "свободного" или "чистого" искусства и его независимость, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников. Образный строй произведений "мирискусников" сформировался на основе поэтики символизма и неоромантизма, был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков модерна. Последняя выставка "Мира искусства" прошла в Париже в 1927 г.

"МИШЕНЬ" - крупная выставка группы московских художников, состоявшаяся в марте-апреле 1913 г. Организована Михаилом Ларионовым, который считал ее завершающей в ряду выставок "Бубновый валет" (1910-11) и "Ослиный хвост" (1912). На выставке были представлены работы художников-авангардистов - М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, М. Шагала и др. Программными положениями группы были: признание всех стилей, провозглашение всевозможных комбинаций и смешений стилей. На этой выставке был создан собственный стиль, получивший название "лучизм".

МОДЕРН (фр. moderne - новейший, современный) - стиль в искусстве рубежа XIX-XX вв. В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения. Большое развитие в модерне получила графика - книжное дело, плакаты. В России на примере Абрамцевского кружка можно увидеть программный универсализм художников, работавших в стиле модерн: они одновременно могли быть и декораторами, и графиками, и керамистами, и живописцами, и скульпторами.

МОДЕРНИЗМ - общее определение разноплановых явлений искусства XX в., которым свойственно отрицание старого, традиционного искусства. Сюда можно отнести и фовизм, и экспрессионизм, и футуризм, кубизм, сюрреализм и др. Модернизм провозглашает превосходство искусства над реальностью.

МОЛХ - Московское общество любителей художеств

"МОСКОВСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ" - объединение художников, основанное в 1925 г. бывшими членами "Бубнового валета" и другими молодыми живописцами. В общество входили Игорь Грабарь, Александр Древин, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк и др. Главной своей целью художники общества считали соединение советской тематики с живописными принципами постимпрессионизма и кубизма. В 1926 г. общество "Московские живописцы" в полном составе вошло в Ассоциацию художников революционной России.

"МОСКОВСКИЙ САЛОН" - общество художников, организованное в 1910 г. выпускниками МУЖВЗ. Главенствующей идеей было объединение самых различных художественных направлений. В 1911 г. состоялась первая выставка общества, всего же "Салон" провел семь выставок живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного искусства, архитектуры. В выставках участвовали Сергей Герасимов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Павел Кузнецов и др. В 1921 г. общество прекратило свое существование.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА (МХПУ) имеет давнюю историю. В 1825 г. археолог и ценитель искусств граф С.Г. Строганов организовал бесплатную "Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам". В 1843 г. школа преобразуется в государственное учебное заведение. С 1860 г. оно становится Строгановским училищем технического рисования. После революции 1917 г. училище было реорганизовано и последовательно входило в состав ГСХМ, затем Вхутемаса и Вхутеина. В 1945 г. воссоздается в качестве Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского; МХПИ им. С.Г. Строганова с 1993, МХПУ им. С.Г. Строганова с 1996).

МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ (МОЛХ, 1860-1918) - объединение художников, меценатов, коллекционеров, издателей, литераторов, пишущих об искусстве. Цель МОЛХ - "содействовать распространению и процветанию художеств… обеспечить талантливых и трудолюбивых художников после выхода их из учебных заведений, сблизить любителей с художниками". МОЛХ устраивало выставки, организовывало лекции, чтения, рисовальные классы; оказывало художникам материальную поддержку.

МОСКОВСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ (МТХ) - выставочное объединение, основанное в 1893 г. выпускниками МУЖВЗ. Свои задачи участники видели в том, чтобы способствовать успеху и развитию искусства в России, а также заботиться об интересах членов своей организации. В 1924 г. была проведена последняя выставка объединения.

МОСКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА (МУЖВЗ) - главное художественное высшее учебное заведение Москвы, основано в 1840-х гг. В 1918 г. было объединено с СХПУ, и таким образом образовались Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).

МОСХ - Московский областной союз художников

МТХ - Московское товарищество художников

МУЖВЗ - Московское училище живописи, ваяния и зодчества

"МУХОМОР" - см. Концептуализм

МХПУ - Московский художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова

МХТ (МХАТ) - Московский художественный театр

"НАБИ" - группировка французских художников, возникшая ок. 1888 г. и просуществовавшая до 1905 г. Творческое становление их искусства проходило под влиянием открытий постимпрессионизма, особенно живописи Поля Гогена. Художников "Наби" объединяло тяготение к монументальным и декоративно-прикладным формам, к синтезу искусств. В творчестве "Наби" проявились характерные черты стиля модерн - плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливо изогнутые линии контуров.

НАИВНОЕ ИСКУССТВО - одна из областей искусства примитива XVIII-XX вв., включающая изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек.

НАРКОМПРОС - Народный комиссариат просвещения (1917-46)

НАТУРАЛИЗМ - направление в искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. Истоки натурализма следует искать в литературе (творчество Эмиля Золя, братьев Гонкуров), но оно оказало влияние и на ряд художников - Э. Мане, Э. Дега и др. Термин натурализма был перенесен на другие явления искусства. Основной интерес течения сосредоточен на изображении человеческого характера, обусловленного его физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как бытовое и материальное окружение. Преувеличенная достоверность внешних деталей, без их критического анализа и осмысления, пристрастие к фактографическому, поверхностному изображению также часто определяют как натурализм.

НЕКРОРЕАЛИЗМ - направление в современном изобразительном искусстве и кинематографе Санкт-Петербурга, зародившееся в 1980-е гг. Для художников этого жанра является характерным обращение к теме смерти и тлена, а также искренний интерес к метаморфозам мертвого тела и сфере патологий. Отчасти некрореализм явился метафорическим осмыслением феномена существования искусства после смерти искусства. К художникам-некрореалистам относятся Е. Юфит, С. Серп, В. Кустов и др.

НЕОАКАДЕМИЗМ - направление в отечественном искусстве, зародившееся во второй половине 1980-х гг. в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Художников этого круга были вдохновлены идеей создавать КРАСИВОЕ, эстетически полноценное, подлинно классическое искусство в конце ХХ века. К художникам-неоакадемистам относятся Т. Новиков, Г. Гурьянов, Е. Остров и др.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ - течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Неоимпрессионизм придал методический, научно обоснованный характер разложению сложных тонов на чистые цвета и выработал прием письма раздельными мазками (см. Пуантилизм). Главные представители - Жорж Сёра, Поль Синьяк. Художники этого направления стремились преодолеть случайность, фрагментарность композиции импрессионизма, создавая обобщенную, плоскостно-декоративную живопись, напоминающую панно.

НЕОПРИМИТИВИЗМ - обозначение художественных приемов в искусстве рубежа XIX-XX вв. Для неопримитивизма характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности. Для этого неопримитивизм использует опыт примитивного искусства - яркие краски, простоту композиции и рисунка. В России термин вошел в обращение после выхода в свет манифеста русских неопримитивистов (1913). Это течение подготовило почву для русского авангарда.

НЕОРЕАЛИЗМ - направление в итальянской живописи, возникшее после Второй мировой войны. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, театре, литературе. В неореализме были использованы художественные приемы ряда течений, в том числе романтизма и экспрессионизма. Представители этого течения стремились утвердить новые духовные ценности и новых героев (людей труда, простой народ), изобразить действительность во всей остроте ее противоречий.

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ - национально-романтическая ветвь русского модерна, получившая наиболее полное воплощение в архитектуре, декоративно-прикладной искусстве и книжной графике.

"НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ" - учебно-творческая студия, организованная в 1911 г. в Петербурге по инициативе членов "Мира искусства" А. Бенуа, М. Добужинского и Е. Лансере. Свое существование студия прекратила в 1917 г.

"НОВОЕ ОБЩЕСТВО ЖИВОПИСЦЕВ" (НОЖ) - основано в 1921 г. в Москве выпускниками Вхутемаса (С. Адливанкин, А. Глускин, Н. Попов и др.). Выступало против беспредметного искусства. Члены общества ратовали за сюжетную живопись, использовали традиции народного лубка, приемы примитивизма и экспрессионизма. В 1924 г. общество распалось.

"НОВЫЕ ДИКИЕ" - направление в европейском и американском искусстве 1970-1980 гг., опирающееся на традиции экспрессионизма и фовизма и доведшее до предела принцип спонтанности, свободы от любых правил и ограничений.

НОЖ - Новое общество живописцев, Москва

"0.10" ("НОЛЬ-ДЕСЯТЬ") - объединение художников-кубофутуристов, существовавшее в 1917 г. в Петрограде. Название "0.10" возникло в связи с идеей К. Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и их переходе "за ноль". В октябре-ноябре 1917 г. объединение вошло в состав "Бубнового валета" и приняло участие в его последней выставке. См. "Супремус".

НОНКОНФОРМИЗМ - условное название художественных течений, не вписывавшихся в официальное советское искусство и существовавших в рамках андерграунда в 1960х - 1980-х гг.

НОН-ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - то же, что абстракционизм.

ОБМОХУ - Общество молодых художников

ОБЩЕСТВО ИМЕНИ А.И. КУИНДЖИ - объединение художников, созданное в 1909 г. в Петербурге по инициативе и на средства А.И. Куинджи. Главной задачей общества было оказание как материальной, так и иной поддержки художникам независимо от их творческой ориентации и принадлежности к другим объединениям и кружкам. Общество просуществовало до 1931 г.

ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (ОПХ; в 1820-82 - ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ; в 1882-1917 - ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ; в 1917-29 - ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ) - российская общественная организация, основанная в 1820 г. в Петербурге по инициативе меценатов И. Гагарина, П. Кикина, Ф. Шуберта и художников-любителей А.И. Дмитриева-Мамонова и Л.И. Киля. Главными целями ОПХ были помощь одаренным художникам и способствование распространению всех изящных искусств. В 1857 г. Общество приняло в свое ведение Рисовальную школу. С 1924 г. общество находилось в ведении Российской академии истории материальной культуры, а в 1930 г. было упразднено.

ОБЩЕСТВО СТАНКОВИСТОВ (ОСТ) - объединение художников, основанное в 1925 г. в Москве выпускниками Вхутемаса. Его члены выступали против беспредметного искусства и конструктивизма, противопоставляя им реалистическую живопись в обновленной форме. Учредителями ОСТа были Ю. Анненков, П. Вильямс, А. Дейнека, А. Лабас и др. В 1931 г. Общество распалось на две части: ОСТ и "Изобригада". В 1932 г. объединение было распущено в связи с созданием московского отделения Союза советских художников.

"ОКНА РОСТА", "ОКНА САТИРЫ РОСТА" - плакаты, созданные в 1919-21 гг. советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского Телеграфного Агентства (РОСТА), - остросатирические, доступные пониманию каждого плакаты с кратким стихотворным текстом освещали злободневные события, разоблачали врагов советской власти. Размещались эти творения художников и поэтов (В. Маяковского, И. Малютина и др.) на специальных стендах и в витринах магазинов в Москве и других городах.

"ОКНА ТАСС" - агитационные политические плакаты. Выпускались Телеграфным Агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Второй мировой войны. В московских выпусках принимали участие такие известные художники, как Кукрыниксы, Г. Савицкий, и поэты - Демьян Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач.

"ОКТЯБРЬ" (Объединение новых видов художественного труда "Октябрь") - создано в Москве в 1928 г. группой деятелей искусства разных специальностей (архитектура, изобразительное искусство, искусствоведение, фотография, кинематография и др.). В декларации объединения говорилось: "Пространственные искусства должны обслуживать пролетариат и идущие за ним массы… в области идеологии…и области производства и организации быта". Основной деятельностью "Октября" была организация групповых выставок. В 1932 г. "Октябрь" завершил свое существование.

ОПХ - Общество поощрения художеств

ОРШ - Одесская рисовальная школа

"ОСЕННИЙ САЛОН" ДЯГИЛЕВА - выставка русского искусства, организованная Дягилевым в рамках "Осеннего салона" 1906 года в Париже

"ОСЛИНЫЙ ХВОСТ" - группа молодых художников, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 г. в Москве одноименную выставку. Художники, среди которых были М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, стремились объединить достижения новейших европейских школ с национальным русским искусством. Картины, представленные на выставке, произвели скандальное впечатление на зрителей, к чему и стремились устроители. К 1913 г. группа "Ослиный хвост" перестала существовать.

ОСТ - Общество станковистов

ОХР - Общество художников реалистов

ОХУ - Одесское художественное училище

П(Г)СХУМ - Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские

ПЕРФОРМАНС - форма современного искусства, одна из разновидностей акционизма, возникшая в авангардистских движениях 1960-х гг. Короткое представление перед публикой художественной галереи или музея, исполненное одним или несколькими участниками; перформансы заранее планируются и протекают по некоторой программе, что отличает их от более спонтанного хэппенинга. Перформанс можно назвать театром визуальных искусств, поскольку в него включаются элементы пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино.

ПЛЕНЭР (фр. plein air - букв. открытый воздух) - термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Сложился этот вид живописи в результате работы художников на природе. Принципы пленэра воплотились в творчестве К. Моне, К. Писарро, О. Ренуара, в России - у В. Поленова, И. Левитана, В. Серова.

ПОП-АРТ - направление в авангардистском искусстве 1950-1960 гг., для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Признаки массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному: например, иногда они вводятся в картину как прямая цитата, посредством коллажа или фотовоспроизведения; в других случаях имитируются композиционные приемы и живописная техника рекламных щитов. Художники поп-арта были в числе изобретателей таких форм, как хэппенинг, инсталляция, ассамблаж.

ПОСТАВАНГАРД - общее обозначение явлений художественной культуры 1970-1980-х гг. Поставангард отличается эклектизмом, включает в себя множество направлений, основанных на обращении к искусству прошлого, - сюрреализм, новый конструктивизм и др.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ - условное обозначение основных направлений французской живописи на рубеже XIX и XX в. Мастера постимпрессионизма искали новые и более выразительные для этой эпохи средства. Характерно активное взаимовлияние индивидуальных направлений и отдельных творческих систем, причем творчество ведущих мастеров (прежде всего П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека) дало толчок к развитию многих направлений, тенденций искусства XX в.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - название новейших течений современного искусства. Общими для этих течений являются слияние разных исторических традиций; множественная стилистика, цитатность; искусство как игра, в которой отсутствует организующая идея. Постмодернизм отвергает попытки дальнейшего обновления "арсенала" средств искусства и уравнивает всех их в значимости и актуальности, идя по пути заимствования из уже существующих художественных систем разных эпох и сохраняя ироничное отношение к любой художественной системе.

ПРИМИТИВ - памятник искусства, относящийся к раннему этапу его развития, не имеющий признаков профессионального совершенства. Интерес к примитиву сложился в XVIII-XIX вв. в результате противопоставления "наивных", "младенческих" ступеней эволюции "зрелому" искусству. В XX в. эстетика примитива связывается в основном с искусством самоучек ("наивное искусство") и любителей.

ПРИМИТИВИЗМ - сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к произведениям первобытного, народного искусства, детского творчества. Стремление обрести "чистоту восприятия" противостояло аналитическому реализму, натурализму и импрессионизму. В России проявилось в творчестве союзов художников "Голубая роза", "Бубновый валет", "Ослиный хвост". Термин "примитивизм" часто применяется по отношению к наивному искусству - к творчеству художников, не получивших образования, однако ставших участниками общего художественного процесса (напр., А. Руссо, Н. Пиросманашвили).

"ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО" - художественное движение в культуре советской России 1920-х гг., ставившее своей задачей соединение искусства с ремеслом, материальным производством на базе современной промышленной техники. В 1918-1921 гг. было непосредственно связано с "левыми" течениями изобразительного искусства. Основная группа "производственников" порвала в 1921 г. с абстрактным формотворчеством, перейдя к практической работе для производства, внедряя художественные принципы конструктивизма. Среди участников движения - В. Татлин, А. Родченко, Г. Клуцис и др. См. также Левый фронт искусства.

ПРОЛЕТКУЛЬТ - Всероссийский Центральный комитет пролетарских культурно-просветительских организаций (1917-32)

ПУАНТИЛИЗМ - художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких квадратов), наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. См. Неоимпрессионизм

РАН - Российская Академия наук

РАХН - Российская академия художественных наук

РЕАЛИЗМ - течение в искусстве, стремящееся правдиво и объективно отображать действительность. Предполагает стилевое разнообразие и имеет свои конкретно-исторические формы.

РЕДИ-МЕЙД - один из распространенных приемов современного искусства, состоящий в экспонировании предметов промышленного изготовления. Смысл реди-мейда состоит в том, что за счет смены контекста (выставочный зал вместо привычного бытового окружения) изменяется восприятие предмета: зритель видит в нем не утилитарную вещь, а отвлеченную форму.

РЕНЕССАНС - то же, что Возрождение

РЕФ - см. ЛЕФ

РОКОКО - стиль, возникший во Франции, получивший распространение в европейском искусстве начала XVIII в. Характеризуется орнаментальной, декоративной направленностью, ярко выраженной в архитектуре. В отделку помещений вводится дробленый орнамент, причудливые предметы обстановки; Для живописи эпохи рококо характеры галантные сцены, пасторальные, эротико-мифологические сюжеты. В России влияние рококо проявилось преимущественно в отделке дворцовых интерьеров, лепном декоре зданий, в декоративном искусстве - резьбе по дереву, ювелирном деле.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА - основана в 1986 г., учредитель - правительство Российской Федерации. Высшее художественное учебное заведение, в состав которого входят три факультета - живописи, скульптуры и архитектуры, а также три отделения - искусствоведения, охраны памятников и реставрации.

РОСТА - Российское Телеграфное Агентство

РУССКИЙ СТИЛЬ, псевдорусский стиль - в русской архитектуре и декоративном искусстве XVIII-XX вв. один из исторических стилей: направление, стремившееся освоить и приблизить к современности наследие средневекового русского искусства и зодчества XI-XVII вв.

РШ при ОПХ - Рисовальная школа при Обществе поощрения художеств

СВОМАС - см. ГСХМ

СЕЗАННИЗМ (по имени Поля Сезанна, крупнейшего живописца - представителя постимпрессионизма) - течение в живописи XX в., ориентирующееся на методы Поля Сезанна, на построение контрастами цвета прочной, материальной, устойчивой объемной формы. Наследие Сезанна сказалось в раннем кубизме, в России - в живописи основного ядра "Бубнового валета".

СЕЦЕССИОН - названия стиля модерн в Австрии и странах, входивших в Австро-Венгерскую империю.

СИМВОЛИЗМ - направление в европейской художественной культуре на рубеже XIX-XX вв. Реальности символизм противопоставлял мир видений и грез. Универсальным инструментом для познания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий сокровенный, мистический смысл явлений. Символизм обрел стилистическое обоснование в модерне, стал определяющим элементом его художественной программы. Наиболее яркими явлениями в символизме стали картины М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, раннего К.С. Петрова-Водкина.

"СИНИЙ ВСАДНИК" - объединение близких к экспрессионизму художников, существовавшее в 1911-14 гг. в Мюнхене. Основано В.В. Кандинским и Ф. Марком. Впоследствии некоторые мастера "Синего всадника" обратились к абстрактному искусству (Кандинский), другие сохранили изобразительную основу своих произведений неизменной. За время существования объединения было организовано две выставки (1911 и 1912).

СОВНАРКОМ - Совет Народных Комиссаров

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ - абстракционизм, акционизм, кинетическое искусство, концептуализм, постмодернизм, соц-арт, некрореализм, поп-арт, минимализм, гиперреализм, метафизическое искусство, поставангард

СОЛИИ - Саратовское общество любителей изобразительного искусства

СОЦ-АРТ - направление в отечественном неофициальном искусстве 1970-х - начала 90-х гг. Художники соц-арта использовали для своих работ стилистику, язык и завоевания соцреализма. Однако, как правило, в произведениях художников-соцартистов присутствуют юмор, ирония и саркастичное отношение к идеологическим пропагандистским клише, в изобилии растворенным в массовом сознании советских людей. Соединяя в своих работах псевдосерьезность и стилистику, взятые от соцреализма, с юмористическим или абсурдным сюжетом, соц-артисты добивались не только зрительской улыбки, но и разрушения социалистической мифологии. К художникам этого жанра традиционно относятся: В. Комар и А. Меламид, А. Косолапов, Г. Брускин и др.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - основное художественное направление в СССР с 1930 г. по 1980 г. Концепцией этого направления было провозглашено правдивое отображение действительности в ее революционном развитии. Это означало, что в задачу художника входило прославление советского образа жизни, трудового энтузиазма, революционной борьбы народа и вождей за "светлое будущее". Метод соцреализма был строго предписан художникам во всех сферах искусства, что создало жесткие рамки, вызвало опалу многих художников. Однако некоторым представителям этого метода удалось все же создать яркие и своеобразные произведения общечеловеческого значения.

СОЮЗ МОЛОДЕЖИ - объединение художников, основанное в 1909 г. в Петербурге. Финансировал деятельность общества меценат Л.И. Жевержеев. Главной задачей Союза было ознакомление с современными течениями в искусстве, совместные занятия рисованием и живописью, обмен мнений по вопросам искусства. Состоялось пять выставок членов Союза в Петербурге и одна - в Риге, на которых были представлены все направления живописи того времени. В 1913 г. Союз прекратил свое существование.

СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (СРХ) - художественное объединение, возникшее в 1903 г. В него входили художники Москвы и Петербурга, бывшие члены обществ "Мир искусства" и "36 художников". Союз ставил себе целью содействие распространению произведений русского искусства и обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений. Союзом было организовано 18 выставок к Москве, Петербурге, Киеве, Казани. В 1923 г. Союз прекратил свое существование.

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ (СХ), СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ СССР - массовая творческая организация советских художников. Возник в 1939 г. в результате объединения СХ Москвы, Ленинграда и союзных республик, которые были, в свою очередь, созданы в 1932 г. вместо многочисленных художественных организаций, группировок и обществ, существовавших в СССР в 1920-х - начале 1930-х гг. Союз художников СССР прекратил свою деятельность из-за распада Советского Союза (1991).

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ И ПОЭТОВ "ИСКУССТВО - ЖИЗНЬ" - см. "Маковец"

СРХ - Союз русских художников

СХ - Союз художников

СУПРЕМАТИЗМ - условное наименование направления в авангардизме, созданного в середине 1910-х гг. в России Казимиром Малевичем. Основная задача течения - выражение высшей, абсолютной реальности в простых формах. Картину Малевича "Черный квадрат" считают изобразительным манифестом супрематизма. Как разновидность абстрактного искусства супрематизм воплощался в сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующих пронизанные внутренним движением и гармонически уравновешенные композиции.

"СУПРЕМУС" - московское объединение художников, возникшее в 1916 г. по инициативе К.С. Малевича. В 1915-1916 гг. в Москве состоялась "Последняя футуристическая выставка картин '0.10'", на которой была представлена разновидность беспредметного искусства - супрематизм, после чего у Малевича и возникла идея создания общества. В 1917 г. общество стало частью "Бубнового валета" и заняло в нем ведущее положение.

"СУРОВЫЙ СТИЛЬ" - существовал в 1950-60-е гг. в рамках социалистического реализма. В основе оставалась сюжетно-тематическая картина. Художников, работавших в этом стиле, интересовали энергия, воля, драматизм судьбы их современников. Стиль характеризуется монументализированной композицией, обобщенной лаконичной формой, крупными цветовыми пятнами.

СХПУ - Строгановское художественно-промышленное училище (см. Московский художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова)

СЮРРЕАЛИЗМ - одно из ведущих авангардистских направлений в художественной культуре XX в. В 1924 г. вышел "Манифест сюрреализма" А. Бретона. Опираясь на интуитивизм А. Бергсона и на теорию психоанализа З. Фрейда, сюрреализм ратовал за раскрепощение подсознательных процессов человеческой психики, высвобождение подавленных болезненных состояний, комплексов. В изобразительном искусстве основные методы - вычленение конкретных объектов из их среды, парадоксальное соединение их с другими объектами. Мастера этого направления - Сальвадор Дали, Макс Эрнст и др.

ТАЛАШКИНО - имение княгини М.К. Тенишевой под Смоленском, где в конце XIX - начале XX в. образовался один из художественных центров России. В творческом содружестве художников, музыкантов, артистов здесь велась разносторонняя деятельность по возрождению традиций русского народного искусства, прокладывался путь к новому синтезу искусств. В Талашкино работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, С.В. Малютин, Н.К. Рерих и др.

ТАСС - Телеграфное Агентство Советского Союза

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ) - российское демократическое художественное объединение, члены которого стали называться передвижниками. Идейным вождем течения в 1870 г. стал И. Крамской. Передвижники отказались от канона и идеалистической эстетики академизма. Развернув просветительскую деятельность, они организовали жизнь ТПХВ на кооперативных началах. С 1871 г. было устроено 48 передвижных выставок в Москве, Петербурге, Киеве и других городах. Избрав основой творческий метод критического реализма, художники стремились к правдивому изображению жизни и истории родной страны, ее природы. В состав объединения в разное время входили И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, А. Куинджи, И. Левитан и многие другие. ТПХВ распалось в 1923 г.

ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - понятие авангардистской эстетики 1960-х гг., обозначающее стремление к "всеохватывающему" искусству, к уничтожению границ не только между отдельными видами художественного творчества, но и между искусством и действительностью. Это стремление особенно ярко проявилось в таких формах, как хэппенинг, перформанс и пр.

ТПХВ - Товарищество передвижных художественных выставок

"36 ХУДОЖНИКОВ" - выставочное объединение, основанное в 1901 г. в Москве; среди организаторов - А.М. Васнецов, Н.В. Досекин и др. Состоялось две выставки. В 1903 г. группа перестала существовать самостоятельно, организовав совместно с "Миром искусства" Союз русских художников.

ТЭИИ - Товарищество экспериментального изобразительного искусства

УНОВИС - "Утвердители нового искусства"

"УТВЕРДИТЕЛИ НОВОГО ИСКУССТВА" (Уновис) - объединение художников, возникшее в Витебске в 1919 г., когда руководить живописной мастерской туда приехал К.С. Малевич. После переезда в 1922 г. Малевича с группой учеников в Петроград деятельность Уновиса продолжилась на базе организованного Малевичем Государственного института художественной культуры (Гинхука). Главным направлением творчества Уновиса являлся супрематизм. В 1926 г. Гинхук был закрыт, одновременно прекратилась и деятельность объединения.

ФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - произведения живописи, скульптуры и графики, в которых в отличие от отвлеченной орнаментики и абстрактного искусства присутствует изобразительное начало.

ФОВИЗМ (от фр. fauve - дикий) - "дикие", направление во французском искусстве начала XX в. (Анри Матисс, Жорж Брак, Альбер Марке и др.) Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись. Название направление отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок.

ФОРМАЛИЗМ - общее название для ряда разнообразных художественных течений XX в. (кубизм, экспрессионизм, авангардизм и т.п.), особенное распространение термин получил в России. Всем направлениям формализма свойственна сосредоточенность на проблемах художественной формы. Советская критика вела борьбу против формализма, считая его отрывом формы от содержания и видя в нем антипод соцреализма. В 1940-х - начале 1960-х гг. слово "формализм" утратило научный смысл и стало употребляться для дискредитации художников и направлений, почему-либо не отвечавших официальной доктрине.

ФУТУРИЗМ - одно из авангардистских течений начала XX в. Особенно ярко проявилось в поэзии и живописи Италии и России. Основная идея футуризма - отрицание художественного наследия прошлого, традиционной культуры во всех ее проявлениях и провозглашение необходимости создания "искусства будущего" - наступающей эпохи индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика складывалась под влиянием французского кубизма. Футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардистского искусства. В России футуризм проявился главным образом в поэзии, в живописи существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, О. Розанова).

ХЭППЕНИНГ - разновидность акционизма, наиболее распространенная в авангардистском искусстве 1960-1970-х гг. Развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, его инициаторами. Действие чаще всего разыгрывается непосредственно в городской среде или на природе, в него вовлекается и публика. Художники рассматривали эту форму как род движущегося произведения.

ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ БАРОНА ШТИГЛИЦА (ЦУТР) - создано в 1876 г. на средства мецената искусства барона А.Л. Штиглица. В 1922 г. влилось в петроградский Вхутеин. В 1945 г. воссоздано как Ленинградское художественно-промышленное училище, с 1948 - высшее учебное заведение, в 1953 г. присвоено имя В.И. Мухиной.

"ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА" - основанное в 1924 г. объединение московских и ленинградских художников и архитекторов разных поколений, ранее участвовавших в выставках объединений "Голубая роза" и "Мир искусства", Московского товарищества художников и др. Объединение занималось организацией выставок живописи, графики, скульптуры и архитектуры ("четырех искусств"). Среди участников - Е.М. Бебутова, А.Е. Карев, П.В. Кузнецов (председатель), М.С. Сарьян и др. К началу 1930-х гг. объединение завершило свою деятельность.

ШКОЛА АШБЕ - частная художественная школа в Мюнхене, открытая в 1891 г. уроженцем Любляны Антоном Ашбе. В этой школе учились многие русские художники.

ШКОЛА ХОЛОШИ - частная художественная школа в Мюнхене, Германия, основателем и директором которой был венгр Симон Холоши (1857-1918).

ЭКСПРЕССИОНИЗМ - одно из главенствующих направлений в европейском искусстве середины 1900 - 1920-х гг. Девиз экспрессионистов - "от изображения к выражению", основные методы - гротеск, гипербола, предельно концентрированные контрасты света и тени, резкое пространственное смещение формы, яркие цвета.