АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА


Архитектура МОДЕРНИЗМА
Модернизм

Интерстиль (Модернизм) Лё Корбюзье. Большое воздействие на раз­витие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоя­щее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887— 1985) — один из основоположников интернационального стиля. Практик и тео­ретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реаль­ные запросы жизни, учитывая возможности, ко­торые дает современная техника. Его идеал — простота в точность ясных геометрических объе­мов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машинной, современ­ной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от мно­гих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. С года­ми Ле Корбюзье постепенно отходит от извест­ного аскетизма своих ранних исканий, обращает все большее внимание на образную, гуманисти­ческую ценность зодчества.
Вилла Савой

Ле Корбюзье

1927-1931 гг.

Франция, Пуасси
Сформулированные Ле Корбюзье пять прин­ципов легли в основу профессиональных прие­мов новой архитектуры 1920—1930-х гг.:
1) дом на столбах,

2) сад на плоской крыше,

3) свобод­ный план,

4) горизонтально протяженные окна,

5) свободная композиция фасада.

Для Ле Кор­бюзье характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов. Ле Корбюзье — самый яркий выразитель ур­банистических (от латинского слова «урбас» — город) идей 1920—1930-х гг. Страстный мечта­тель и вместе с тем практик, он выдвинул идею застройки города небоскребами, с новой транспортной системой и рациональным зонированием, разнообразно выявленным назначением каждого дома (диорама 1922 г.— «Современный город на 3 миллиона жителей», план реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», 1925). Его проекты решительно ломают старые представления о городской застройке, сохранив­шейся с эпохи феодализма, и намечают новые масштабы и пространственную организацию города 20 в. Проект идеального города современ­ности был изложен им в книге «Урбанизм». Утопизм градостроительных идей Ле Корбюзье сказался в том, что преодоление социальных противоречий капиталистического общества он считал возможным с помощью архитектуры, ее рационального планирования, путем ликвида­ции противоречий между современной техникой и старой планировкой городов.

Учитывая опыт проектирования советских домов-коммун 1920-х гг., он создал свой проект «Лучезарного города» (1930) из гигантских жилых домов с коммунально-бытовым и торговым обслужива­нием и садами.

Наиболее известные работы Ле Корбюзье: об­щежитие швейцарских студентов в Париже (1930—1932), вилла "Савой" в Пуасси (1931), здание Министерства легкой промышленности в Мо­скве (1935). В послевоенные годы Ле Корбюзье продолжал активно участвовать в творческой жизни Франции. Однако, разочарованный в возможностях реформы условий жизни города при капитализме, он отказался от широких замыс­лов 1920—1930-х гг. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе (1947— 1952) он стремился решить проблему «идеаль­ного дома», являющегося лишь частичным осу­ществлением проекта «Лучезарного города».

К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия 1958).

Школа Баухауза. Видную роль в раз­витии современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра так называемого функционального направления в Германия — Баухауз, во главе с архитектором и теоретиком В. Гропиусом (р. 1883). В проек­тировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее ра­циональному размещению и экономичной пла­нировке. На первый план выдвигались инже­нерно-технические принципы и ясно выражен­ный конструктивный каркас здания. Характер­ный пример—здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов пра­вильной геометрической формы, в облике кото­рых ясно выражено назначение каждого из них.

Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных проре­зей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика — наиболее типичные черты так называемого кон­структивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к су­хости и монотонности геометрических форм пря­молинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией.

Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 г. некоторые идеи функционализ­ма,— Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30— 40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными пере­борками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изы­сканность в деталях, но в то же время однообра­зие и схематизм. Монотонность определяет ха­рактер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной Ев­ропы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е гг.; двадцатидвухэтажное здание компании Сигрэм в Нью-Йорке, 1958).

После второй мировой войны развитие архи­тектуры определялось необычайно высокими до­стижениями и изобретениями в области строи­тельной техники, предоставляющими архитек­торам возможность самых разнообразных и сме­лых конструктивных и тектонических реше­ний, отличающихся легкостью, ажурностью, вы­разительностью архитектурно-художественных форм.

Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают криволи­нейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали воз­можность перекрывать без опор большие про­странства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях (например, Спортивная арена в Релей, США). Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели амери­канского инженера Р. Б. Фуллера к созданию так называемого геодезического купола сетча­той формы (Центральный павильон выставки в Сокольниках, павильон США на ЭКСПО-67). Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строи­тельстве являются сооружения П. Нерви, в ко­торых он стремится выявить конструктивные возможности железобетона и армированного це­мента, применяя тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые пе­рекрытия-скорлупы — Малый Дворец спорта в Риме (1956—1957), ангары и склады, заводские корпуса в Италии.

Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой слу­жит расположенный в центре ствол. Характер­ны также конструкции «висячих» многоэтаж­ных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с троса­ми) к балкам и консолям. Впервые подобный принцип сочетания железобетонного каркаса и подвешенных этажей был предложен советским архитектором Г. Б. Борисовским. В архитектуре используются алюминий, пластмассы, синтетические материалы, благодаря которым стали осуществимы пластические архитектурные фор­мы с плавными очертаниями.

Крупнейшее произведение западноевропей­ской архитектуры послевоенного периода — Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран. Он декорирован живописью, скульптурой, керами­кой. Интересно здание Национального центра промышленности и техники в Париже (1958), перекрытое крупнейшей сводчатой оболочкой.

Подъем переживает архитектура стран Латин­ской Америки. В Бразилии он связан с именем Оскара Нимейера и созданием новой столицы государства — Бразилиа. Характер планировки города и зданий осуществлен с учетом особен­ностей местного колорита и природы.

Google

<<<<<